Найти тему
АвтоVESTник

Мои 6 правил безопасной езды по типичным зимним трассам.

Зимняя трасса из интернета
Зимняя трасса из интернета

Уже скоро 15 лет за рулем, поменял много машин, объездил множество уголков нашей страны и забугорной Европы. И, предполагаю, что около 90% моего пробега за все эти годы - трассы. И зимние и летние и осенне-весенние, но трассы. По городу я езжу часто, но не очень далеко, так как работа и всё нужное прямо рядом с домом, пробег почти не прибавляется, машина даже не всегда успевает прогреться в пути. Ну и метро-трамваями-велосипедами-самокатами не брезгую, да и собственные ноги еще не совсем стерлись ) По трассам езжу реже, но каждая поездка туда-сюда сразу на много сотен, а то и тысяч километров. Зимой выезжаю на трассы ощутимо реже, чем в теплое время года, но, все же, тоже опыта хватает.

За все эти годы и уже сотни тысяч намотанных километров сформировал у себя в голове некоторое количество правил безопасной и безаварийной езды по зимним трассам.

1) Не ездить быстрее 110 км/ч.

В принципе, я это правило использую и летом, но зимой оно особенно важно и критично. Причем, эти 110 км/ч - это только по самым освещенным, самым знакомым, самым очищенным и посыпанным песком-реагентами трассам в самую ясную зимнюю погоду. Если это незнакомая, неосвещенная и неочищенная трасса, то иногда приходится ехать и сильно медленнее, регулярно встречая валяющихся в кюветах вверх колесами "гонщиков", которые незадолго перед этим презрительно обошли на высокой скорости такого тормозного меня ))) Не надо забывать, что под снегом бывает совершенно незаметный лёд, при резком торможении на котором замедление машины будет далеко не таким эффективным, как вы ожидаете, а рулить, вообще, бесполезно. И превед медвед кювет, никакие шипы не спасут ))) Ну и плюсом к безопасности идет сильное снижение расхода топлива и усталости водителя в сравнении с более быстрыми режимами езды. Да и сколько раз я даже летом замерял на длинных расстояниях - время прибытия на типичных двухполосных трассах практически одинаковое что при спокойной езде на 110 км/ч, что при неспокойных режимах 130-150. Ибо и там и там непрерывно в кого-то упираешься, долго ждешь окна для обгона, и скорость не дает никакого выигрыша в результате. Исключение - широкие многополосные автобаны, но сколько их тут у нас...

2) Не ездить по зимним трассам в темное время суток.

Опять же - я использую это правило и летом, но зимой оно тоже особенно важно. Хоть зимой и гораздо меньше бегающих в темноте вокруг трассы клыкастых, хрюкающих и рогоносных тварей, но других опасностей ничуть не меньше, а то и больше. Например, припорошенные снегом и оттого почти незаметные глубокие ямы или иные препятствия-предметы. Да и люди вокруг трассы ходят строго в темных одеждах и увидеть их в зимней темноте зачастую бывает совсем непросто. Самое страшное в этом плане время - это когда морозы уже ударили, сплошная зимняя темень вокруг, а снег еще не выпал. Не видно, вообще, ничего, ибо снег, при всех его минусах, но хотя бы отражает свет и дает хоть какую-то видимость на своем фоне.

3) Как можно меньше обгонять.

Ехать относительно безопасно можно даже по совершенно ледяной трассе, если делать это спокойно и прямолинейно. Но эта безопасность мигом пропадает, как только вы начинаете дергать туда-сюда рулем, прибавлять резко газ или жать на тормоз. А это как раз все и происходит при любом обгоне. И тут то вас и может закрутить... А еще на трассах регулярно межу твоей и встречной полосой остается некий такой мини-сугроб из неочищенного снега. И при его преодолении, если дернули рулем слишком сильно, точно также можно потерять контакт колес с трассой. В принципе, при наличии такого сугроба между полос не рекомендую, вообще, обгонять. Надо ждать момент, когда он минимальный или участков, где кто-то уже его раскидал своим обгоном. А если все же деваться некуда, то обгонять через него надо максимально плавно и осторожно. И молиться ) А еще при обгоне можно зацепить колесом сугроб на обочине - не надо объяснять, надеюсь, к чему это приведет? В общем, обгоны опасны в любое время года, но зимой в снег-лед они опасны настолько, что я рекомендую трижды подумать перед каждым из них - а точно ли надо? Может, не так уж и медленно едет эта машина и можно спокойно ехать за ней?

4) Ни в коем случае не отключать систему стабилизации (ESP) и, вообще, не ездить по зимним трассам на машинах без нее кроме случаев крайней необходимости.

Я знаю, что есть огромное количество водителей, не уважающих эту систему и смело покупающих машины без нее или даже принципиально ее выключающих. Так вот, если вы не профессиональный раллист, то даже не думайте об этом. Эта система совершенно точно хотя бы раз, но спасет вас и вашу машину, если приходится много кататься по ледяным трассам. Крайне полезная система, которая добавляет очень много безопасности и придает гораздо больше уверенности при движении в таких условиях. Она по датчикам понимает, когда машину начинает нести и притормаживает или, наоборот, ускоряет какие-то отдельные колеса, чтобы выпрямить машину. Конечно, с законами физики совсем уж не поспоришь, но на хоть каких-то адекватных скоростях - поверьте, она спасает жизни. Кто не верит - смело заезжайте на большую ледяную площадку, разгоняйтесь там и пробуйте заставить машину потерять управление или даже развернуться с включенной ESP и без неё. Вопросов больше не останется, нужна она или нет. Я так игрался много раз и, потому, кроме как с усмешкой, не могу смотреть на "специалистов", утверждающих, что она не нужна. Это полная ерунда. Те же "специалисты" рекомендуют и не пристегиваться, видимо )))

5) Липучкам и прочим всесезонным шинам - отказать. Только ШИПЫ!

Липучки хороши в городах, где хорошо убирают снег, где все посыпают песком-реагентами или где, вообще, морозы бывают не так уж и часто. Но если вы трассовый ездок - забудьте о липучках, ездите только на шипованной резине. Поверьте, при всех ее недостатках, типа шумности, теряющихся шипов, цены и прочего - тормозят на льду они значительно лучше. И разгоняются на льду они точно также лучше. А на трассовых скоростях это легко может быть и, поверьте, рано или поздно будет - критически важно. Это очень неприятное ощущение, когда вы, вроде бы, и вовремя нажали на тормоз, а машина как ехала, так и продолжает ехать со стрекотом ABS прямо в задницу дорогущей машины впереди ))) Знаю, проходил... С шипами у вас, все же, запас будет на несколько метров больше. Да и в горку ледяную на трассе взобраться сможете даже не обязательно с разгона ) И, выехав с прилегающей, не будете беспомощно молотить колесами на месте, наблюдая округляющимися глазами за стремительно приближающейся фурой )))

6) Дистанция!!!

Да, дистанция важна в любое время года. НО: зимой, по снежно-ледяным трассам я рекомендую держать дистанцию раза в 2, а то и в 3 больше, чем вы привыкли держать в теплое время года. Зимой категорически неприемлема манера езды с упиранием в задницу впереди едущей машины и нюханием ее выхлопных газов ))) Если летом это опасно и некрасиво, но, все же, скорее всего, обойдется, то зимой даже и не надейтесь. Обязательно не сегодня, так на обратном пути - но расшибете себе нос и кому-то задницу ) И хорошо, если это будут только железные детали )))

Вот такие у меня есть правила езды по зимним трассам. Я уж не стал писать такие само собой разумеющиеся вещи, как наличие, в принципе, зимней резины, подогревов в машине, телефона и прочего. Ну и, само собой, за исправностью машины зимой надо следить еще внимательнее - встать где-нибудь в лесу в лютый мороз со сдохшей техникой - так себе развлечение. Особенно, если это второстепенная трасса, где медведи встречаются чаще, чем другие водители )

Если есть что добавить или с чем поспорить - пишите в комментариях, с удовольствием обсудим. Только вежливо и без хамства, пожалуйста, а то я тоже так умею, да и забанить могу )))