Найти в Дзене

Тинторетто — художник, который создал собственную выразительность и предвосхитил новый подход к живописному изображению

Серия 18: «Бегство в Египет» Тинторетто Якопо Робусти, более известный как Тинторетто — поразительный живописец, которого мы считаем мастером позднего Возрождения. Но, конечно, искусство Тинторетто это переход к другой эпохе. Он впитал традиции венецианцев, своих предшественников, и вообще Возрождения, их переосмыслил самым радикальным образом и создал совершенно другую выразительность. Я хочу показать работу из его замечательного цикла росписей, которыми он украсил Скуолу Гранде ди Сан-Рокко в Венеции. В 1564 году был объявлен конкурс на роспись с участием Паоло Веронезе, Скьявоне, Сальвиати, Тинторетто и Цуккари. Тинторетто обошел конкурентов, и новое здание было предложено ему в качестве стен для росписи. Надо сказать, что Тинторетто работал с фантастической быстротой и необычайным размахом. Он хватал стены и потолки, сколько бы ему ни дали. И был очень продуктивен. Но Скуола Гранде ди Сан-Рокко была, конечно, его счастливым случаем. Он расписал все стены, которые были в этом роско
Оглавление

Серия 18: «Бегство в Египет» Тинторетто

Якопо Робусти, более известный как Тинторетто — поразительный живописец, которого мы считаем мастером позднего Возрождения. Но, конечно, искусство Тинторетто это переход к другой эпохе. Он впитал традиции венецианцев, своих предшественников, и вообще Возрождения, их переосмыслил самым радикальным образом и создал совершенно другую выразительность.

Я хочу показать работу из его замечательного цикла росписей, которыми он украсил Скуолу Гранде ди Сан-Рокко в Венеции. В 1564 году был объявлен конкурс на роспись с участием Паоло Веронезе, Скьявоне, Сальвиати, Тинторетто и Цуккари. Тинторетто обошел конкурентов, и новое здание было предложено ему в качестве стен для росписи.

Надо сказать, что Тинторетто работал с фантастической быстротой и необычайным размахом. Он хватал стены и потолки, сколько бы ему ни дали. И был очень продуктивен. Но Скуола Гранде ди Сан-Рокко была, конечно, его счастливым случаем. Он расписал все стены, которые были в этом роскошном двухэтажном здании. Всё было заполнено тревожной, драматичной и необычайно сильной живописью Тинторетто.

Это картина залы первого этажа — «Бегство в Египет»:

Тинторетто «Бегство в Египет» 1587 год
Тинторетто «Бегство в Египет» 1587 год

Сюжет, который мы видели неоднократно, начиная с Джотто. И обычно Богородица и Иосиф бежали в Египет параллельно краю картины слева направо. Вот несколько примеров в карусели:

Тинторетто заставил их бежать из глубины картины на нас. От этого глубина приобретает особую активность. Всё пространство за Иосифом и Богородицей оживает как место действия в прошлом.

Тинторетто «Бегство в Египет» 1587 год
Тинторетто «Бегство в Египет» 1587 год

Активизация глубины через диагональное краю холста движение составляет главную струну творчества Тинторетто.

Причём здесь он построил ещё и композиционное движение, чтобы мы ощутили всю тревожность и драматизм этого места. Иосифу не было необходимости так наклоняться, держа в руках веревку, привязанную к шее осла:

-5

Богородице тоже не было нужды наклоняться в другую сторону. Но Тинторетто таким приёмом создает качательное движение. Возникает ощущение неустойчивости, качания, тревоги. Кроме того, весь пейзаж перестает быть просто фоном. Взволнованы деревья, взволнована листва. Контраст глубины — освещенных облаков — и переднего плана — темного леса с тревожными ветвями — всё это вместе, действительно, создает ощущение бегства. Тут есть всё: драма, страх, угроза. Новый тип построения картины задал другую эмоциональность.

Тинторетто «Автопортрет» 1547 год
Тинторетто «Автопортрет» 1547 год

Тинторетто предвосхитил совершенно новый подход к живописному изображению. А затем на место Высокого Возрождения с его стремлением к идеалу выступило изысканное аристократическое искусство. От святости до чувственности в этих произведениях буквально один шаг. Где кончается одно и начинается другое, мы попробуем понять с вами в следующей серии, посвященной маньеризму. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.

17 серия Легкий способ отличить венецианскую живопись от флорентийской⬅️|➡️19 серия Как просто узнать Маньеризм: типичные признаки стиля на примере 2 картин