Найти тему
Z-Машины

Самолёт F-35 характеристики цена шапка невидимка

Оглавление
Новейший американский истребитель F-35 малозаметный и универсальный
Новейший американский истребитель F-35 малозаметный и универсальный

Американский институт исследований Конгресса представил государственной политической структуре США информацию на самолёт F-35 «Lightning II». Как известно, эта современная разработка воздушной машины вселяет в американцев большие надежды, как в плане боевых способностей, так и в плане поддержки экономики Америки за счёт массовых экспортных продаж. Какой прогресс военному ведомству Америки обещается по результатам выполненного исследования?

Самолёт F-35 «Lightning II» сопровождает крупнейшая программа закупок Министерства обороны США. Новый ударный истребитель ВВС США предполагают закупать различными версиями исполнения, как подразделения морской пехоты, так и американские ВМС. Текущие планы Министерства обороны США предусматривают приобретение в общей сложности 2456 самолётов F-35. Ожидается, что союзники закупят сотни дополнительных машин F-35, включая восемь стран, являющихся партнёрами США по финансированию программы.

Самолёт F-35, как отмечается, обещает значительный прогресс военного потенциала. Правда, высокотехнологичные программы, как показывает практика, традиционно превышают первоначальный бюджет. А на примере самолёта F-35 отмечается ещё и отставание от запланированного графика начала массового производства. Оборонным бюджетом на 2021 финансовый год запрошено 11,4 млрд. долларов на финансирование программы самолёта F-35. Средства позволят профинансировать закупку:

  • 48 единиц моделей «А» для нужд ВВС,
  • 10 единиц моделей «B» для корпуса морской пехоты,
  • 20 единиц моделей «C» для ВМФ и морской пехоты.

Бюджетом также запрошено около 1,7 миллиарда долларов на исследования и разработки конструкции самолёта F-35 «Lightning II».

Самолёт F-35 Joint Strike Fighter или просто «Lightning II»

Новая американская разработка представляет ударный истребитель, различных версий, предназначенный для поставок войскам ВВС, Корпуса морской пехоты и ВМФ. Программа самолёта F-35 видится крупнейшей программой закупок вооружений Министерством обороны США с точки зрения общей предполагаемой стоимости приобретения.

Объект для замены - другой американский истребитель AV-8B Harrier
Объект для замены - другой американский истребитель AV-8B Harrier

Разработка «Joint Strike Fighter» задумывалась как относительно доступный самолёт пятого поколения. Первоначально Корпус морской пехоты США разрабатывал собственный самолёт на замену «AV-8B Harrier», но в 1994 году Конгресс постановил объединить усилия морской пехоты с программой ВВС/ВМС, чтобы избежать более высоких затрат на разработку, закупку и эксплуатацию техники. Также имела место поддержка трёх отдельных моделей тактических самолётов для удовлетворения схожих, но не идентичных оперативных потребностей служб.

Три версии продукта для удовлетворения американских нужд

На основе общего планера и ядра силовой установки самолёт F-35 предполагается выпускать тремя различными версиями, адаптированными к различным потребностям военных служб. Различия между самолётами, помимо прочих деталей, отмечаются:

  • способом взлёта и посадки,
  • запасом топлива,
  • пригодностью для авианосца.

Все три версии самолёта F-35 предполагается делать одноместными, с возможностью кратковременного перехода на сверхзвук и улучшенными характеристиками малозаметности (технология Stealth). Также будут различными боевая дальность и полезная нагрузка. Однако что такое американская технология Stealth?

Stealth - шапка невидимка самолётов F-35

Так называемые «незаметные» или «малозаметные» самолёты представляют конструктивно воздушные машины, наделённые своего рода «шапкой-невидимкой». В итоге машины сложно обнаружить средствами ПВО противника. Характеристика «Stealth» чаще всего выражается снижением радиолокационной заметности самолёта за счёт:

  • тщательного формирования корпуса,
  • применения специальных покрытий,
  • герметизации зазоров,
  • использования других мер.

Скрытность воздушной машины достигается уменьшением сигнатуры разными способами, учитывая, что потенциальному противнику доступны технологии обнаружения нагрева двигателя, электромагнитного излучения от радаров или устройства связи самолёта, другие сигнатуры.

Минимизация, конечно, не обходится без ущерба для конструкции. Дополнение самолёта «шапкой-невидимкой», однако, сопровождается негативным влиянием на скоростные характеристики. Сокрытие двигателей и / или использование силовых установок меньшего размера снижает производительность.

К тому же уменьшение электромагнитных сигнатур сопровождается пагубным действием на тактические характеристики. Применение специальных покрытий, конструкции портов доступа и уплотнений, требуют больше времени и затрат на техническое обслуживание, по сравнению с обычными самолётами.

Версия истребителя под исполнение CTOL ВВС (F-35A)

Американские ВВС планируют поставить на вооружение 1763 самолёта F-35A, конструктивно наделённых функциями стандартного взлёта и посадки (CTOL - Conventional Takeoff and Landing). Истребители версии F-35A должны заменить эксплуатируемые ВВС США истребители «F-16» и штурмовики «A-10», возможно, заменят также истребители «F-15».

Версия исполнения под "классику", обозначенная дополнительный символом "А"
Версия исполнения под "классику", обозначенная дополнительный символом "А"

Специалистами версия американского истребителя «F-35A» характеризуется как успешное дополнение для истребителя «F-22 Raptor», что обещает обеспечить полное превосходство американцев в воздухе. Однако истребитель «F-35A» по степени «малозаметности» и боевым способностям в условиях «воздух-воздух», отстаёт от «F-22». Аппарат спроектирован с приоритетом боевых способностей в условиях «воздух-земля». Тем не менее, версия истребителя «F-35A» несколько техничнее в плане «Stealth» по сравнению с машиной «F-16».

Комбинация самолётов «F-15» + «F-16» представляет сочетание истребителей завоевания превосходства в воздухе и более доступных по цене самолётов двойного назначения ВВС раннего поколения. В свою очередь, комбинация самолётов «F-22» + «F-35A» рассматривается на будущее как некая «смесь высоких и низких частот» ВВС. Представителями Военно-воздушных сил США отмечается:

Каждая машина «F-22» и «F-35A» обладает уникальными, взаимодополняющими и важными возможностями. Этой парой обеспечивается синергетический эффект, необходимый для сохранения запаса превосходства по всему спектру конфликтов. Устаревшие самолеты 4-го поколения сегодня не способны выживать, работать и достигать результатов, необходимых для победы в интегрированной среде с защитой каналов произвольного доступа.

Версия истребителя STOVL для морской пехоты (F-35B)

Корпус морской пехоты США планирует закупить 353 истребителя версии «F-35B». Эта конструкция отличается укороченным взлётом и вертикальной посадкой (STOVL - Short Takeoff and Vertical Landing). Истребителями «F-35B» предполагается заменить штурмовики вертикального/укороченного взлёта и посадки «AV-8B Harrier», а также ударные истребители «F/A-18A/B/C/D» - машины класса CTOL.

Командование корпусом морской пехоты США решило не закупать более новый ударный истребитель «F/A-18E/F». Военные намерены дождаться производства самолётов «F-35B», отдавая тем самым предпочтение самолётам, способным выполнять операции вертикального взлёта/посадки.

Министерство ВМФ также отмечает, что заказчики корпуса морской пехоты намереваются получить сложный набор датчиков на «F-35B», - полные возможности ударного истребителя пятого поколения, особенно в области сбора данных. Такая конфигурация необходима для поддержки Воздушно-наземной оперативной группы морской пехоты далеко за пределами возможностей современных ударных средств и средств РЭБ.

Версия истребителя под эксплуатацию на авианосцах ВМС (F-35C)

Военно-морской флот США планирует приобрести 273 единицы истребителей «F-35C», - специальную, подходящую для авианосца версию самолёта CTOL. Подразделения морской пехоты получат 67 единиц «F-35C». Истребитель «F-35C» также известен в качестве разработки «CV», что соответствует аббревиатуре CV, обозначающей класс боевого корабля военно-морской авианосец.

Версия истребителя под использование в качестве снаряжения боевых авианосцев
Версия истребителя под использование в качестве снаряжения боевых авианосцев

Генералами Военно-морского флота США планируется в будущем использовать авианосную структуру, состоящую из парка «F/A-18E/F» (приобретаются ВМФ США с 1997 года) и парка «F-35C». Однако воздушная машина «F/A-18E/F» принадлежит классу ударных истребителей четвёртого поколения «видимых» для радаров. На этом фоне истребитель «F-35C» обещает стать первым «малозаметным» воздушным судном ВМФ США, в отличие от американских ВВС, где уже десятилетия эксплуатируются «малозаметные» истребители и бомбардировщики.

Аппарат «F/A-18E/F», стоимостью намного ниже, чем истребитель «F-35C», имеет в несколько функций «малозаметности», но этого недостаточно против современных средств обнаружения. Конструкция «F-35C» обладает существенно лучшими параметрами «невидимки». Министерство военно-морского флота США отмечает: общность, заложенная в совместную программу самолётов F-35, сведёт к минимуму расходы на приобретение и эксплуатацию тактической авиации ВМФ и Корпуса морской пехоты. Также улучшится взаимодействие с родственной службой, ВВС США и службами восьми стран-партнёров, участвующих в разработке.

Тяговые агрегаты и текущее состояние производства F-35

Боевой истребитель новинка F-35 оснащается двигателем производства «Pratt & Whitney», получившим маркировку F135. По сути, имеет место конструкция двигателя F119, которым обеспечивается тяга другой воздушной машины - «F-22». В свою очередь, компанией «Rolls-Royce» производится система вертикального взлёта «F-35B».

На момент зимы 2020 года произведено 500 единиц техники. Из этого количества 353 единицы отправлены на вооружение армий США. Сейчас, как отмечается, ежемесячно поставляется четыре-пять воздушных машин. Решение о полномасштабном производстве планировалось принять в 2021 финансовом году.

По материалам: LOC