1-го июня 1999 года жизнь небольшой деревни Малышкино на юге Смоленской области разделится на до и после. 2 брата Пётр и Андрей Тополевы, а также их друг детства Сергей Гордеев без какого-либо мотива устроили настоящий террор своим односельчанам - будучи вооружёнными охотничьими ружьями врывались в дома, занимались грабежами и вымогательством. К середине дня на их счету было уже несколько жертв, однако по приезду наряда милиции все троя быстро ретировались в лес.
Следственная группа быстро навела справки. Оба брата Тополевых проходили по делу об ограблении. Пётр только-только освободился из тюрьмы, в то время как Андрей до сих пор находился в розыске. Но это были ещё цветочки.
Опросив местных жителей следователи узнали, что оба брата с 5 лет ходили с отцом на охоту и уже к 10 годам умели стрелять из ружья. Могли неделями пропадать в лесах, т.к. обладали прекрасными навыками выживания и отлично ориентировались в местных лесах, долгие годы существуя исключительно за счёт охоты и грабежей.
Подполковник МВД Максим Батурин осознавая, что вся тройня упиваясь своей силой и безнаказанностью продолжит разбойничество, принимает решение о проведении крупномасштабной силовой операции по обезвреживанию преступников. Из состава сотрудников СОБР и местного ОМОНа формируется передовая боевая группа численностью свыше 100 человек + 12 кинологов с розыскными собаками. Перед спецназом поставлена нестандартная задача: найти в непроходимых лесах Смоленщины вооружённых бандитов, лучше всех знавших эту местность. Руководить операцией на месте поручено майору СОБР Николаю Свинцову, а бандитской тройке присваивается оперативный псевдоним "шатуны".
Первый блин комом
К вечеру первого дня операции головной дозор одного из отрядов СОБР докладывает майору Свинцову об обнаружении примерно в 50 м от себя небольшой избушки, в которой могли бы укрываться "шатуны". Осмотрев территорию снайпер отряда доложил, что движения в ней нет. Свинцов, рассудив, что бандиты могут никогда там и не появиться, отдал приказ оставить в засаде 3 человека, а остальным продолжить поиски.
Однако уже в 4 часа утра оставленная в засаде группа докладывает: видим 3 человека, заходят в избу. Майор приказывает следить за объектом и ничего не предпринимать до прибытия его с основной группой. Но буквально через минуту старший засады снова выходит на связь: похоже они собираются уходить. В этих обстоятельствах Свинцов даёт добро на захват.
Спецназовцы пытаются бесшумно сблизиться, однако в этот момент один из бойцов натыкается на растяжку и при попытки её обезвредить обнаруживает себя. "Шатуны" открывают огонь. Завязывается перестрелка. Спецназовцы на протяжении 10 минут ведут плотный огонь, обрезая пути отхода из избы, выигрывая время до прихода основной группы, которая в этот момент уже начинает плотным кольцом окружать территорию. Принято решение дождаться восхода солнца и при свете дня произвести задержание.
Однако на рассвете бойцам удалось найти лишь свыше 10-ти любезно оставленных растяжек, в самой избе же никого не было. Быстро отойдя от шока в метре от входа спецназовцы обнаруживают лаз. Оказалось "шатуны" смогли скрыться под землёй, выйдя на поверхность буквально за спинами офицеров.
Первые потери
За последующие двое суток поиска группе Свинцова удалось найти несколько хорошо замаскированных кострищ. Картина вырисовывалась следующая - днём бандиты спят, а ночью переходят на другое, заранее известное место для стоянки. Подполковник Батурин отдаёт приказ: днём осуществлять поиск, а ночью засадами блокировать вероятные пути движения преступников, постепенно выдавливая их к трассе Москва-Минск.
Однако тактика оказывается провальной. В течении следующих 3-х дней поисковым отрядам удалось найти лишь ещё несколько стоянок. Сопоставив точки на карте стало понятно, что "шатуны" так и не покинули район, обводя локальные группы спецназа вокруг пальца, каждый раз оказываясь у них в тылах. Поиски нужно было начинать сначала.
Штаб, за счёт региональных подразделений ОМОН, расширяет штат поисковой группы до 400 человек. Теперь за передовыми группами СОБР шли мобильные части, перекрывающие проверенные квадраты. Это моментально дало свои плоды. К вечеру головному дозору на опушке леса удалось обнаружить группу неспешно движущихся "шатунов". Свинцов отдаёт приказ немедленно окружить бандитов, не дав им добраться до леса, однако в планы вмешалась жизнь.
В момент, когда передовая группа пыталась незаметно обойти преступников с фланга, на лесной дороге появился гражданский уазик с местными жителями. "Шатуны", не подозревая об опасности, решают ограбить автомобиль и производят в него один выстрел картечью. Свинцов, осознавая угрозу гражданским, приказывает открыть огонь.
Бандиты начинают бегство в лес попутно отстреливаясь. В свою очередь преследовавшие их бойцы спецназа из-за большой дистанции и плотной растительности не могут поразить цели. За пару секунд шатуны растворяются в лесу. Тут же Свинцову поступает сообщение от головного дозора, шедшего в обход: группа обстреляна, есть один 300-ый, бандиты уходят в глубь леса.
Однако в ходе ночного преследования, бандиты, вскрыв засадную группу по щелчку рации, вновь обстреляли спецназовцев и скрылись. Было решено приостановить ночные поиски, дабы не угодить в засаду.
Развязка. Или нет?
В ночь с 11 на 12 июня "шатуны" несколько раз вступали в длительные перестрелки с засадными группами спецназа. Командование решило, что бандиты, застряв в болотах, предприняли несколько неудачных попыток прорыва. Было решено стянуть силы на окружение. Но с восходом солнца майора Свинцова ждало очередное разочарование - прямо у оставленной между двумя засадными группами сигнальной мины есть следы ботинок. По всей видимости "шатуны" инициировали перестрелку, чтобы вскрыть позиции спецназа найти лазейку между ними.
К счастью одна из собак смогла взять след и привести спецназовцев к замаскированной землянке, а точнее к переоборудованному под схрон блиндажу времен войны. Затем ещё несколько кинологов взяли свежий след, ведущий петлёй обратно в лес. В этот момент один из бойцов спецназа предположил, что "шатуны" могут оставлять ложный след, двигаясь по которому группа СОБР рискует попасть в засаду. Свинцов вовремя соглашается с этим мнением и перегруппировывает строй во фланговые тройки, и уже буквально через 20 минут одна из этих троек натыкается на засаду. Завязывается часовая перестрелка, однако бандитам вновь удаётся раствориться в лесу.
К вечеру "шатуны" обнаружили себя в деревне Бабочкино, где они зверски напали на ветерана войны Тихонова. Все трое знали, что у пенсионера в доме есть 2 охотничьих ружья и боезапас к ним. Посёлок немедленно был блокирован. Через час головной дозор Свинцова натыкается на стоянку бандитов. В ходе перестрелки был ликвидирован Пётр Тополев, двое других бежали в лес, где через пару минут застрелят устремившихся за ними кинолога с собакой.
Поиски оставшейся двойки продолжались ещё 3 дня, пока в райотдел милиции не пришла женщина, рассказавшая о том, что её муж в ночь с 22 на 23 июня собирается на своём тракторе вывезти преступников из района. Это был джекпот.
Бойцы спецназа блокировали деревню Лижнёво. Ночью, когда преступники приблизились к дому, бойцы СОБР произвели захват оставшихся "Шатунов".
Андрей Тополев и Сергей Гордеев получили пожизненное заключение, однако при различных обстоятельствах были вынуждены покинуть бренную Землю устремившись прямиком в Ад.