Найти тему
Синагога Петербурга

«Король Лампедузы», или Пилот-еврей, захвативший остров

17 января на сайте Посттравматического театра состоится цифровая премьера аудиоспектакля Сони Дымшиц «Король Лампедузы», посвященного истории о том, как пилот-еврей захватил целый остров.


Режиссер и драматург Соня Дымшиц
Режиссер и драматург Соня Дымшиц

Пьеса из анекдота

Скучая на даче летом этого года, режиссер и драматург Соня Дымшиц случайно услышала исторический анекдот времен Второй мировой войны. Британский бомбардировщик с экипажем из троих сержантов захватил итальянский остров Лампедуза в Средиземном море.


Лампедуза - небольшой итальянский вулканический остров в Средиземном море, в 205 км от Сицилии и в 113 км от Туниса
Лампедуза - небольшой итальянский вулканический остров в Средиземном море, в 205 км от Сицилии и в 113 км от Туниса

Пилот Сидни Коен, штурман Питер Гейтс и стрелок-радист Лесли Райт взяли в плен не то три, не то четыре тысячи человек.


Пилот Сидни Коен
Пилот Сидни Коен

История настолько поразила умы, что в 1943 году в Лондоне по ней поставили мюзикл на идише, автором которого был Сэмюэль Харендорф, британский журналист американской газеты на идише.


«Король Лампедузы», мюзикл 1943 г., автор Сэмюэль Кларендорф
«Король Лампедузы», мюзикл 1943 г., автор Сэмюэль Кларендорф

На постановку ходили даже те, кто не понимали языка.


Афиша мюзикла «Король Лампедузы», 1943 г.
Афиша мюзикла «Король Лампедузы», 1943 г.

С автором мюзикла встречался сам Соломон Михоэлс, который сначала хотел поставить его на сцене ГОСЕТа, потом еще одну пьесу по мотивам этого эпизода написал Перец Маркиш. Но со временем этот яркий исторический сюжет был забыт.

«Если скучно – пиши пьесу», – решила Соня. И превратила сюжет в пьесу, по ее словам, «совершенно дуракавалятельную»: о том, как один пилот-еврей захватил целый остров. Это был первый этап работы.

А потом пришло удачное драматургическое решение: историю про сержанта Коена пересказывает лирическая героиня, вспоминая ее как сказку, услышанную в детстве. Надо сказать, что эта линия появилась случайно – Соня Дымшиц участвовала в конкурсе, по условиям которого в пьесе должна была раскрываться тема памяти и связи с корнями. За два дня пьеса обросла проникновенными монологами и приобрела окончательный вид.

Главный герой пьесы проворачивает аферу, которая выглядит заведомо невыполнимой. Лирическая героиня тоже оказывается в трудной ситуации и выходит победительницей. Есть ситуации, не предполагающие положительный исход. Но вдруг что-то сдвигается, происходит невероятная нелепость, и, как бы банально это ни звучало, случается чудо. Все линии и сюжетные повороты сходятся в нужной точке - и вдруг все происходит так, как хочется, а не как обычно бывает.


Пилот Сидни Коен
Пилот Сидни Коен

Аудиоспектакль

Пьеса лежала без дела, пока Гаянэ Ананян, хорошая знакомая Сони, не предложила сделать по ней аудиоспектакль и выложить в сеть с возможностью поблагодарить автора посредством донейшн.


Продюсер и исполнительница роли рассказчицы - Гаянэ Ананян
Продюсер и исполнительница роли рассказчицы - Гаянэ Ананян

Соня в этом проекте выполняла работу режиссера. Гаянэ же взяла на себя заботы продюсера, директора по кастингу, а также исполнила роль рассказчицы.

Соня Дымшиц отмечает, что подобранные Гаянэ актеры очень талантливы:

- Они внесли яркие, сложные и интересные краски, а также свою тональность, темп и ритм, что для аудиопьесы – фактически музыкального произведения - имеет решающее значение.

Так, пилота Коена (в пьесе его имя звучит как «Сид Коен») озвучил Петр Рябцев. Вылепленный им образ убедителен: слушатель поневоле начинает догадываться, почему на главного героя свалилось такое сказочное везение.


Исполнитель роли пилота Коена Петр Рябцев
Исполнитель роли пилота Коена Петр Рябцев

В чем особенность работы над аудиоспектаклем?

Соня объясняет:

- Это постановка без костюмов и декораций. Ты целиком сосредотачиваешься на звуке, на голосе, интонациях и на том, как люди друг с другом сочетаются, реагируют друг на друга, на особенности речи других актеров. Для автора очень ценно чувство, когда слышишь, как написанное тобой звучит в исполнении других людей, и понимаешь, что «нажал на нужные кнопки».

О Посттравматическом театре

Посттравматический театр был основан художницей Меланьей Розановой и двумя режиссерами, выпускниками Лаборатории Нового Театра (мастерская А.В. Савчука) Николаем Воробьевым и Соней Дымшиц.

Театр работает, как с документальным материалом, так и с фикшеном, от мифологических текстов, до современной драматургии.

Театр ведет диалог с людскими травмами, особенно остро освещается тема пограничных состояний. Для спектаклей театра характерны черный юмор, абсурдизм, экспрессивность и масочность.


Режиссер и драматург Соня Дымшиц
Режиссер и драматург Соня Дымшиц

Как послушать цифровую премьеру

Аудиоспектакль доступен с 17 января на сайте и в Инстаграме @posttraumatic_ptt

Не забудьте поблагодарить автора - внести донейшн!

Беседовала Елена Слабковская