Найти тему
О! СЮЖЕТ

Ученье - свет. Дурака учить - только портить.

Научить другого чему-то - значит поумнеть самому. Процесс передачи знаний и есть наука. Знания - как и наука - принадлежат всем. Ни один учитель не имеет права утаивать их от того, кто о них просит, поскольку отдавать знания - не есть раскрывать секреты. Преподавание - это обязанность отдавать.

В рассказе Хорхе Луиса Борхеса "Роза Парацельса" сюжет именно об этом. О науке и о преемственности. И ещё о вере. Сам рассказ - настоящая филигрань. Рассматривать её нужно внимательно и, возможно, не один раз. И каждый раз улавливаешь разный смысл. У меня лично эта история оставила вопросы. У Борхеса все рассказы такие, мы ещё будем о нём говорить на канале.

Итак, сюжет. Старый учёный мистик молил богов (всех, о которых знал и тех, о коих не подозревал) о том, чтобы они послали ему ученика. Он страстно мечтал о преемнике. Ему нужно было успеть передать свой опыт, пока он ещё мог это сделать. В то же самое время молодой ученик мечтал найти учителя. Он тоже, вроде, молился кому-то об этом. Наконец молитвы были услышаны и эти двое встретились.

Парацельс. Изображение - интернет.
Парацельс. Изображение - интернет.

В дом к Парацельсу пришёл молодой человек и попросился к нему в ученики. Он заверил старика, что будет неустанно постигать науку под его началом, во всём слушаться его и внимать всему, что тот говорит. Лишь бы тот только открыл ему секрет Камня. (Очевидно, философского. В то время все ученые были этим увлечены). Он положил перед Парацельсом золотые монеты и розу. Дальше сразу всё пошло не по оптимистическому сценарию. Оказывалось, что перед тем, как приступить к обучению, будущий гений хотел убедиться, что старик ещё кое-что может. Образно говоря, студент попытался развести препода "на слабо". Он предложил ему сжечь розу, а потом возродить её силой магии. Своим волшебным Словом. Тогда он точно запишется к нему на все спецкурсы и факультативы.

Парацельс огорчён и разгневан. Ну что за молодёжь пошла - нахальная и самонадеянная! Он не фокусник из балагана и не факир с рынка. Он учёный, причём великий. Как этот выскочка посмел ему предложить такое, да ещё и предлагать ему деньги?! Короче, отказался его учить и велел убираться прочь. А розу-таки в сердцах швырнул в огонь. И она там сгорела.

Изображение - интернет.
Изображение - интернет.

Ученик пристыжен и подавлен. Он даже начинает было раскаиваться, правда делает это как-то невнятно, без огонька. Может, растерялся. Сокрушённый, он покидает дом учителя. Монеты он не забирает, очевидно, хватило такта.

Парацельс, продолжая негодовать, подходит к очагу, где уже догорела роза. Он берёт в ладонь горстку пепла. Произносит Слово.

И возникла роза!...

Вот и весь сюжет.

Мораль проста: пришёл учиться - доверяй учителю безоговорочно, а нет веры - даже не начинай. Постигать знания, учиться мастерству можно только доверяя опыту учителя, мастера. Если изначально нет веры, то это будет не учёба, а процесс получения доказательств его состоятельности. А зачем это нужно?

С другой стороны, Парацельс с его умом, знаниями, опытностью, возрастом... Разве не мог он поступить мудрее и проявить снисходительность? Ну, отчитал бы этого выскочку со всей строгостью, назначил бы ему наказание какое-нибудь в назидание (мыть пробирки, например), да и принял бы в ученики с испытательным сроком! Может, тот бы оказался прилежным и способным, а наука бы обрела в его лице великого учёного. Парацельс же сам просил у богов ученика, но когда был ими услышан, то не смог его принять. И здесь тоже встаёт вопрос веры. Учёный не поверил ученику, не увидел в нём своего преемника. Его знания покинут мир вместе с ним.

Поэтому я в этой истории, скорее, на стороне ученика. Хотя, и Парацельса я тоже хорошо понимаю. Из уважения к Борхесу придумала такой комплиментарный его позиции заголовок для этой публикации. А ещё мне жалко розу. Ту, первую, которая сгорела.

Изображение - интернет.
Изображение - интернет.

Хочу здесь привести цитату Валентина Распутина - человека и писателя, которого очень уважаю, я горжусь тем, что была с ним знакома.

"Для учителя, может быть, самое важное - не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому".

А вопросов у нас сегодня много:

  • На чьей вы стороне - ученика или учителя?
  • Как вы считаете, наше время благоприятно для передачи знаний и опыта путём преемственности?
  • Вам не кажется, что время абсолютных авторитетов в науке, искусстве и творчестве прошло?
  • Нужен ли сегодня Парацельс для постигания "камня" и "слова" или достаточным будет это загуглить?