Стихи и проза с 2012 г.
«Мой край – мой Рай, Чистилище и Ад...». Строчка, написанная поэтом, о котором пойдёт речь, вполне может быть эпиграфом к его многоликому творчеству.
Поэтический космос Сергея Сретенского – это парадоксальность, энергия и живое дыхание бытия, это соединение земного мира с вечным и идеальным, бытовых примет с полетом фантазии. Его мир и непредсказуемо разнообразен, и отчетливо узнаваем, а герой - наш современник, жадный до впечатлений, едва успевающий фиксировать на бумаге строки «вечного диктанта» (Б.Ахмадулина), обуреваемый страстями (отнюдь не всегда созидательными!), ранимый и мощный, живущий и творящий на пределе сил, на износ.
Трудно писать о Поэте в нескольких словах.
О Сретенском невыразимо сложно говорить и подробно. Ведь каждое его произведение – короткий резкий мазок на ещё не законченном полотне творческой биографии, которая пишется ежедневно. Мы не успели еще рассмотреть в деталях обаятельного кота – унесенного ли филином «через окно» с «заплаканной мордой», ставшего ли в памяти поэта «далекой звездой» или опорой человеку в похмельное утро, – а нас уже увлекают образы детства и родины, эпические картины русской истории, любовные драмы, тревожные сны и горькие, зачастую страшные пробуждения.
Пожалуй, даже на этом шумном, переливающемся всеми цветами радуги фоне, обращают на себя внимание сквозные метафоры изобразительного искусства.
Это не случайно: Сергей Сретенский прекрасный рисовальщик, на его акварелях и пастелях – и городские пейзажи, и времена года, и лицо возлюбленной:
Мерцают капельками рос
На лессированной бумаге
Последние мгновенья звёзд
А кисть уже плывёт по влаге
Я разолью мазком рассвет
По облакам и роще спящей
На стройный женский силуэт,
И на фонарь, ещё горящий.
Для многих читателей, мне думается, необычайно притягательны картины аксаковского «ужения рыбы», рыбалки, приобретающие архетипический, символический смысл жизненной борьбы, бытия, любви («Я выбираю слабину», «Давай-ка поедем с тобой на рыбалку…»).
Тени великих поэтов прошлого и недавних современников живы в строчках С.Г.С., они – вдохновение и глоток воды для того, кто изнемог в тяжком пути:
Ещё вольны и бродят по умам,
ВолнАми снов волшебные сложенья:
Ахматова, и Блок, и Мандельштам,
Их ярко-синий отсвет вдохновенья.
Поражающая воображение пестрота тем, густая населенность тварями земными и небесными, полет фантазии и возвращение в нашу многогрешную действительность, кровавая жёсткость и тихая нежность, публицистичность и ирония – всё это делает стихи Сергея Г. Сретенского привлекательными и «читабельными» для огромной аудитории. Но, пожалуй, самое главное: такие стихи напоминают нам об истинном, пушкинском назначении Поэзии, о котором сегодня не часто вспоминают: прожигать глаголом человеческие сердца, вызывать сочувствие и со-переживание, оставаться последним оплотом духовности.
Орлова Надежда Михайловна,
доктор филологических наук, профессор Института филологии и журналистики Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского