Можно ли управлять мотивацией чужой или своей? Этот вопрос занимает человечество уже не первый десяток лет.
Мотивация по Герцбергу
Одна из множества мотивационных теорий появилась в 1959 году у ученого Фредерика Герцберга. Он выделил два основополагающих фактора работы мотивации и обозначил их как «гигиенический» и «мотивирующий».
Его двухфакторная модель строится по схожему с пирамидой Маслоу (пирамида человеческих потребностей) принципу: в ее основе лежат важные (низшие) потребности, не имеющие прямого отношения к карьерному росту (то есть работающие во многих сферах).
К этому первому – гигиеническому – уровню он отнес зарплату, потребность в безопасности, четко обозначенном статусе, социализации в коллективе, условиям труда, личной жизни сотрудника.
Ко второму – мотивационному – уровню относится то, что имеет непосредственную связь с работой: успех, интерес, признание, достижения, личный рост, ответственность, карьерный рост.
Собственно, на основании этой теории Герцберг вывел четыре типа соотношения двух уровней мотивации:
- Высокая мотивация + высокая гигиена. Идеальный вариант, в котором сотрудники мотивированы и удовлетворены условиями труда
- Высокая мотивация + низкая гигиена. Сотрудники мотивированы, но недовольны условиями работы
- Низкая мотивация + высокая гигиена. Сотрудники не мотивированы, но чувствуют себя комфортно
- Низкая мотивация + низкая гигиена. Сотрудники не мотивированы и не удовлетворены условиями работы.
Рабочими можно считать модели, в которых присутствует высокий мотивационный аспект. В свое время, несмотря на недочёты и критику, теория Герцберга стала объяснением того, по каким причинам проваливались попытки воздействовать на мотивацию сотрудников через гигиенический аспект. Вопреки ранним представлениям о мотивации, гигиенические факторы на мотивированность сотрудников влияли очень слабо либо не влияли вовсе.
Автор: Софья Кудряшова