Найти тему
Fourmi Formidable

Теория мотивации. Откуда берется желание работать?

Можно ли управлять мотивацией чужой или своей? Этот вопрос занимает человечество уже не первый десяток лет.

Мотивация по Герцбергу

Одна из множества мотивационных теорий появилась в 1959 году у ученого Фредерика Герцберга. Он выделил два основополагающих фактора работы мотивации и обозначил их как «гигиенический» и «мотивирующий».

Его двухфакторная модель строится по схожему с пирамидой Маслоу (пирамида человеческих потребностей) принципу: в ее основе лежат важные (низшие) потребности, не имеющие прямого отношения к карьерному росту (то есть работающие во многих сферах).

К этому первому – гигиеническому – уровню он отнес зарплату, потребность в безопасности, четко обозначенном статусе, социализации в коллективе, условиям труда, личной жизни сотрудника.

Ко второму – мотивационному – уровню относится то, что имеет непосредственную связь с работой: успех, интерес, признание, достижения, личный рост, ответственность, карьерный рост.

Собственно, на основании этой теории Герцберг вывел четыре типа соотношения двух уровней мотивации:

  • Высокая мотивация + высокая гигиена. Идеальный вариант, в котором сотрудники мотивированы и удовлетворены условиями труда
  • Высокая мотивация + низкая гигиена. Сотрудники мотивированы, но недовольны условиями работы
  • Низкая мотивация + высокая гигиена. Сотрудники не мотивированы, но чувствуют себя комфортно
  • Низкая мотивация + низкая гигиена. Сотрудники не мотивированы и не удовлетворены условиями работы.
-2

Рабочими можно считать модели, в которых присутствует высокий мотивационный аспект. В свое время, несмотря на недочёты и критику, теория Герцберга стала объяснением того, по каким причинам проваливались попытки воздействовать на мотивацию сотрудников через гигиенический аспект. Вопреки ранним представлениям о мотивации, гигиенические факторы на мотивированность сотрудников влияли очень слабо либо не влияли вовсе.

Автор: Софья Кудряшова