Что такое TikTok
По сути, это квинтэссенция Vine, Instagram Stories, Snapchat и других сервисов, ориентированных на формат коротких видео. В TikTok пользователи публикуют небольшие вертикальные ролики длиной 15 секунд, которые набирают миллионы просмотров. В основном это музыкальные клипы, комедийные скетчи, танцы, реакции на тренды и другая активность.
Многие считают эту соцсеть очередным развлечением для подростков, где они просто кривляются на камеру и проводят разные флешмобы. Отчасти это действительно так, но с ростом аудитории платформы ею стали интересоваться знаменитости и рекламодатели, а известные блогеры сейчас расценивают TikTok как ещё один канал дистрибуции.
Почему соцсеть TikTok так популярна?
Изначально китайское приложение было сервисом для редактирования и публикации коротких видео, к которым можно было добавлять музыку. Популярность за пределами Китая социальная сеть получила после поглощения схожего по функциям приложения musical.ly, большая база пользователей которого автоматически стала аудиторией TikTok.
TikTok заняла нишу сервисов для публикации мини-роликов, перехватив аудиторию закрывшегося Vine и отобрав долю Instagram Stories. Формат коротких видео с богатыми возможностями редактирования, что называется, выстрелил. Например, в США на конец 2018 года социальная сеть обошла по количеству загрузок таких гигантов, как Facebook, YouTube и Instagram.
Как пользоваться TikTok
Во многом платформа очень напоминает свои аналоги, и если вы когда-нибудь пользовались Snapchat или Instagram Stories, то разобраться с функциональностью не составит труда. Впрочем, некоторые отличия и нюансы в TikTok всё же есть.
Регистрация
В принципе, приложением легко пользоваться и без регистрации, но в этом случае можно только листать ленту и просматривать популярные видео. Чтобы подписываться на интересующих тиктокеров, настраивать предпочтения и самому публиковать контент, придётся зарегистрироваться.
Как и в любом другом приложении, для этого достаточно подключить свой профиль «ВКонтакте», Facebook, Google, Twitter, Instagram либо зарегистрироваться с помощью телефона или почты. Всё просто.
Просмотр ленты
Для навигации внутри приложения используются расположенные в нижней части экрана вкладки. Главная из них — это лента. Практически всё пространство в ней отводится под контент: с помощью кнопок вверху можно переключаться между подписками и рекомендациями, а для взаимодействия с видео используется ряд иконок справа.
Они отвечают за подписку на автора ролика, лайки, комментарии, а также шаринг в другие соцсети и вызов меню с дополнительными функциями. Помимо авторского описания и хештегов, в нижней части экрана есть информация о треке, который используется в видео.
Управление в ленте осуществляется с помощью смахиваний. Свайпы вниз и вверх переключают ролики, а свайп вправо открывает профиль автора видео, где отображается информация о нём и другой контент. Нажав на кнопку с тремя точками, можно включить уведомления о новых клипах пользователя, поделиться ссылкой на него, написать личное сообщение, а также пожаловаться или заблокировать.
Поиск контента
На вкладке «Поиск» легко найти интересующего человека, музыку или видео по хештегу. Помимо этого, здесь же отображается курируемый контент и популярные в данный момент метки.
Ещё одна полезная функция — это сканер QR-кодов, который служит для быстрой подписки на пользователей. В нём же можно просмотреть свой личный QR-код и показать его другому человеку.
Уведомления и сообщения
На вкладке уведомлений собрана вся ваша активность. Оповещения о новых видео и прямых эфирах, информация о мероприятиях и трендах TikTok, а также личные сообщения, в которых можно вести переписку с другими пользователями соцсети.
Профиль
Раздел «Профиль», как и в Instagram, служит для отображения информации о вас. Помимо галереи, опубликованных и понравившихся роликов, здесь есть статистика по подписчикам и лайкам, описание профиля и возможность вызова настроек приложения. С помощью кнопок на верхней панели можно добавить пользователей из списка контактов и друзей в соцсетях, а также открыть личный QR-код, по которому на вас могут подписаться другие тиктокеры.
Съёмка нового видео
Центральная кнопка на панели инструментов отведена самой главной функции — созданию контента. Как обычно, есть два способа: снять и опубликовать новый ролик или выбрать готовое видео из галереи. Возможности редактирования при этом немного отличаются.
С помощью панели справа во время съёмки можно переключаться между камерами смартфона, настраивать скорость видео, использовать бьютификатор, фильтры, а также активировать функцию «Свободные руки» и переключаться между 15-секундным форматом и длинными роликами.
Внизу расположено меню стикеров и масок, где доступно большое количество разнообразного контента в духе Snapchat и Instagram Stories. Есть избранное, вкладка популярных элементов и разделение на категории.
При нажатии на кнопку вверху экрана можно прикрепить к видео музыку. Помимо обычного поиска, на выбор доступны курируемые подборки, чарты, плейлисты по жанрам и персонализированные списки. После добавления трека можно настроить музыкальный фрагмент, используя кнопку с нотой на боковой панели.
Съёмка видео ведётся при удержании кнопки записи, поэтому можно снимать короткими эпизодами и удалять неудачные. Когда ролик будет готов, при нажатии на галочку откроется меню публикации.
Здесь добавляются хештеги, описание, выбираются настройки приватности и экспорта в другие соцсети. Далее ролик можно сохранить в черновики или сразу же опубликовать, после чего он появится в ленте.
Публикация видео из галереи
Чтобы загрузить в TikTok готовый ролик, нужно выбрать его из галереи с помощью иконки справа от кнопки записи. В отличие от Instagram Stories, здесь доступны любые видео, причём можно выбрать как один файл, так и несколько. Сразу после выбора откроется меню редактирования, где можно повернуть видео, обрезать его или изменить скорость.
Следующий экран служит для добавления музыки, фильтров и стикеров, а также различных спецэффектов вроде слоу-мо, тряски, зума и других. Помимо этого, ролик можно зациклить или включить обратное воспроизведение. Здесь же назначается кадр для обложки.
Как и в случае с публикацией новых видео, на последнем шаге выбираются настройки приватности, добавляется описание, хештеги и назначаются другие опции.
Запись дуэта
Кроме синхронизированных с музыкой видео, в которых авторы делают вид, что поют, или озвучивают популярные ролики, в TikTok есть и другие форматы. Один из них — дуэты. Как понятно из названия, они подразумевают коллаборацию с другими пользователями.
Дуэты немного похожи на коубы. Для записи берётся ролик с оригинальным звуком, который занимает половину кадра, а оставшаяся часть отдаётся второму участнику. После съёмки видео объединяется, и его можно выложить в своей ленте. Некоторые из таких парных перформансов набирают не меньше просмотров, чем оригинальные клипы.
Чтобы снять дуэт, нужно нажать кнопку «Поделиться» на ролике в ленте и выбрать «Дуэт». Во время записи можно использовать эффекты, фильтры, стикеры и остальные возможности, которые доступны в обычных видео.
Запись реакции
Ещё один вариант коллаборации — реакции на клипы других пользователей. Популярный формат, который часто используют блогеры, в TikTok реализован очень удобно. Всего за несколько секунд можно записать реакцию на понравившийся или непонравившийся клип, тут же опубликовав её в своей ленте.
Для подобных записей точно так же нужно открыть меню «Поделиться», а затем выбрать кнопку «Реакция». Ваше видео накладывается в форме небольшого окошка на оригинальный ролик. Его можно передвинуть в любую часть экрана в пределах обозначенной области.
Само собой, все инструменты обработки применимы также и к реакциям. В вашем распоряжении бьютификатор, настройка скорости воспроизведения, а также фильтры, спецэффекты и, конечно, стикеры. При публикации будут доступны те же опции, что и при загрузке ваших собственных клипов.
Что такое клиповое мышление?
«Клиповое мышление - это процесс отражения множества свойств объектов, без учета связей между ними, характеризуются фрагментарностью, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между клипами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира», — пишет кандидат психологических наук Т.В. Семеновских.
А если говорить проще, то это отрывочное восприятие информации: выделение отдельных фрагментов в ущерб целостному восприятию.
В одной из главных статей по клиповому мышлению американского журналиста Николас Карр сравнивает его со «стаккато», приводя в пример комментарий одного из своих респондентов: «Я больше не могу читать «Войну и мир». Я потерял способность делать это. Даже сообщение в блоге больше, чем в три или четыре абзаца - это слишком много для понимания. Я просматриваю это».
Само понятие появилось в середине 90-х годов и изначально обозначалось как «клиповая культура». Через этот термин философ и футуролог Элвин Тоффлер описал особенность восприятия информации обществом технологически развитых стран через короткие и яркие образы клипов эпохи MTV.
С развитием интернета, появлением новых технологий и средств коммуникации ежедневный объем создаваемой и транслируемой информации возрастает в геометрической прогрессии. По оценке Андреаса Вайгенда, специалиста по BIG DATA, объем социальных данных (то есть данных, созданных в некоммерческих целях — записи в блогах, посты, фотографии) удваивается каждые восемнадцать месяцев. Через пять лет объем социальных данных возрастет примерно десятикратно, или на порядок, а через десять лет он увеличится примерно в 100 раз». А сама информация становится товаром, утилитарным ресурсом, который можно добывать и перерабатывать в промышленных масштабах.
Ускорение темпов жизни, кратное возрастание объемов «перевариваемой» информации создают сложности для восприятия. Человеческий мозг не справляется с таким объемом, идет по пути наименьшего сопротивления: выбирает наиболее простые способы восприятия информации вместо целостного, последовательного восприятия.
Почему это плохо?
При клиповом мышлении человек не осознаёт контекст и исходную суть информации, а видит лишь отдельные фрагменты. Происходит упрощение усваиваемой информации, воспринимаются только поверхностные образы без осмысления взаимосвязи между ними. У человека замыливается способность строить линейные логические связи, так как фрагменты и образы не оседают в сознании, а с большой скоростью заменяются новыми.
Как итог — вместо просмотра постоянное переключение TV каналов, мелькание рекламных роликов, пролистывание бессодержательных постов и видеороликов в соцсетях. Вместо литературы – чтение заголовков, комментариев, кратких содержаний. Вместо восприятия смысла — эмоции.
Так ли всё плохо?
Ещё на старте зарождения клиповое мышление не пинал только ленивый — за рассеивание внимания и поверхностность восприятия. Время показало, что не все так однозначно.
- Многозадачность за счёт поверхностного внимания;
- Быстрое переключение внимания между разнородными информационными данными, ускорение реакции
- Больший охват информации за меньшее время;
- Возможность быстро выйти из текущего информационного погружения, без чувства незаконченности, и зайти вновь в любое время и с любого места.
«Как и любой адаптационный механизм клиповое мышление выполняет свои задачи. Оно является логичным ответом на современную цифровую среду и, если говорить о главной цели, то защищает мозг от перегрузок, но за это приходится платить свою цену», — председатель совета фонда «Цифровая долина Сочи» Антон Немкин.
Негативные стороны.
- Снижение способности к анализу полученной информации.
- Слабая способность к выявлению линейности причинно-следственных связей.
- Невозможность концентрации на любой задаче, требующей длительного внимания.
- Пониженная эффективность при обучении и снижение качества усвоенных знаний.
- Ослабление способности к сопереживанию, к восприятию чужой боли. Люди в целом становятся равнодушными и бесчувственными.
- Резко возрастает восприимчивость к манипулированию и чужому влиянию.
При этом было бы неправильно говорить, что люди, воспитанные в среде являются интеллектуально бедными – как уже было сказано, часто они владеют куда более востребованными в цифровой среде навыками, например многозадачностью и умением быстро переключаться.
Однако есть информация о том, что представители западных элитных кругов для своих детей выбирают все же классическое образование с максимальным отказом от интернета и социальных сетей.
Они формируют у своих детей «понятийное», а не «клиповое мышление». И парадокс в том, что в большей степени ограничивают своих детей от интернета и «гаджетов» представители именно технологически продвинутые элиты, как, например, ученые «Силиконовой долины».
Как побороть.
Для этого, в первую очередь необходимо читать, но не короткие тексты. Обсуждать прочитанное, составлять свое мнение.
Дискутировать спорить, аргументировать свою позицию, ибо в споре не только рождается истина, но и нарабатываются навыки выявления логических связей для аргументации.
Искать ответы в первоисточниках - книгах, энциклопедиях и переводить иностранные тексты со словарем, вырабатывая навыки самостоятельного поиска.
Пытаться подвергать системному анализу наиболее яркие фрагменты информации (клипы) - короткие тексты и комментарии, фотографии и «демотиваторы», видеоролики и т.п., всё то, что вызывает наибольшие эмоции и мотивирует к каким-либо действиям. Например: Какие эмоции вызывает этот клип? Почему именно эти эмоции? Для чего автор это изготовил? Какими первоисточниками можно проверить информацию? Это достоверная информация? Если достоверная – то откладываем в память, если нет – отбрасываем и забываем.
Потом мозг научится автоматически сортировать информацию, так как алгоритмы создания манипуляционного контента одинаковые. И большая часть информации в потоках новостей, медиа, социальных сетей, не говоря уже о рекламе – не имеет ни ценности, ни смысла.
Заключение.
В оценке явления «клипового мышления» нет однозначности. Всё зависит от роли, которую играет каждый человек.
Если оценивать наличие такого мышления у исполнителей или управленцев начального уровня, то это преимущество. Например, на поле боя солдату или офицеру не нужно строить плана генерального сражения, а необходимо мгновенно охватывать всю оперативную обстановку, вычленять из нее наиболее важные фрагменты и быстро реагировать на происходящие изменения. То же касается и исполнителей в любой другой сфере деятельности, будь то менеджер, трейдер или инженер.
Для «генерала», занимающегося стратегическим планированием, клиповое мышление совершенно лишнее. Ему необходимо именно понятийное мышление, умение глубоко анализировать и выстраивать сложные логические связи, учитывая особенности взаимосвязей между видами и родами войск, техники и т.п. Так же, как и руководителю высшего звена, необходимо умение долгосрочного планирования с учётом огромного количества факторов и их взаимосвязей.
А что касается алармистов, беспокоящихся о судьбе нового поколения и влиянии технологий на мышление, то они были и будут всегда.
На заре зарождения книгопечатание и газетное дело также подвергалось критике, в том числе из-за влияния на молодежь. И даже французский философ Альбер Камю считал, что большой поток книжной информации привел к тому, что теперь «читают больше, чем размышляют». Однако книгопечатание стало главным топливом эпохи Просвещения.
«Вообще и до интернета люди стремились делать меньше или, говоря терминами, к оптимизации усилий. В этом нет ничего необычного или неправильного, более того — за этим желанием стоит весь прогресс. Но теперь, как и к другим продуктам прогресса, необходимо к этому адаптироваться. И нам, как первопроходцам, предстоить выстроить новую парадигму восприятия информация в цифровом мире — основанную на самоцензуре, критическом восприятии и здравом смысле», — председатель совета фонда «Цифровая долина Сочи» Антон Немкин.
Что придет на смену коротким видео из TikTok и как наше мышление переформатировал интернет нам (а скорее нашим потомкам) ещё предстоит осознать. Но уже сейчас ясно, что процесс этот неоднозначный и необратимый.