1629-1630 годы. Франция
Некоторые современники французского короля Людовика XIII (1) считали, что их король испытывает отвращение к женщинам. Но это было не так. На деле он до конца жизни своей был очень стеснительным и побаивался представительниц прекрасного поля.
Но порой король влюблялся в некоторых из них.
После памятных для короля событий 1625-1628 года, когда любовь Людовика к Анне Австрийской, супруге короля, резко охладела из-за ее любовной связи с герцогом Бекингемом, первым министром английского короля Карла I (2), Людовик увлекся фрейлиной его матери королевы Марии Медичи, двадцатисемилетней Маргаритой де Готфор.
Чтобы иметь возможность как можно чаще встречаться с предметом своей любви, король перевел Маргариту де Готфор в штат Анны Австрийской. Королева была возмущена этим поступком своего мужа (ей уже доложили об увлечении короля девицей де Готфор), но возражать не посмела.
Королева даже приревновала девицу к своему мужу, но вскоре ее ревность рассеялась. В этом немалую услугу королеве оказала маркиза де Фаржи, пользовавшаяся доверием Анны Австрийской.
Однажды маркиза явилась к королеве и предложила последней спрятаться в комнате, где король намеревался объясняться в любви к предмету своей страсти, и подслушать о чем будет идти речь. Анна согласилась.
В нужный день и в нужное время обе дамы – королева и маркиза – спрятались у беседки в Сен-Жермене, куда король пригласил девицу де Готфор.
Они все отлично слышали. И то, что король предлагал девице поселиться в замке в Версале, на что де Готфор ответила, что предпочитает шумное общество королевского двора затворничеству в Версале. На предложение короля стать его возлюбленной последовал ответ, что любовь между мужчиной и женщиной не стоит того, чтобы из-за них переносить страдания и волнения. То есть, девица дала понять королю, что не спешит воспользоваться его предложением. На том беседа и завершилась.
Относительно возможной любовной связи короля с девицей де Готфор, которая могла грозить королеве ссылкой в отдаленный замок, Анна Австрийская успокоилась, но зато ей в голову пришла мысль использовать любовь короля в борьбе против кардинала де Ришельё, власть которого становилась все более опасной для его врагов, в том числе и для самой королевы.
Анна Австрийская предложила матери короля Марии Медичи подключиться к этой интриге. Мария Медичи, возненавидевшая к тому времени своего бывшего любовника, охотно согласилась. Она встретилась с Маргаритой де Готфор (которая очень уважала королеву-мать) и объяснила той что нужно делать.
После беседы с королевой матерью девица де Готфор начала пользоваться воздыханиями короля по ней. При встречах с Людовиком она давала ему неопределенные обещания, строила глазки, не подпуская при этом воздыхателя слишком близко к себе. Очаровывая короля, де Готфор открывала последнему глаза на усиление власти де Ришельё, указала на то, что дошло до того, что служащие дворца игнорировали указания Людовика, если их не подтверждал своим словом первый министр. Такую должность в те дни уже занимал кардинал де Ришельё.
Как говорится – капля за каплей исподволь камень точат. Так и девица де Готфор потихоньку, без нажима, настроила короля против кардинала и в один прекрасный день получила от короля письменный указ, согласно которому де Ришельё подлежал аресту, если с королем что-то будет не так.
Понятно, что об этом указе узнал и первый министр. Кардинал был сильно встревожен таким поворотом событий, не без основания опасаясь, что его в один прекрасный день по приказу то ли Марии Медичи, то ли Анны Австрийской, арестуют за спиной у короля. Потому де Ришельё начинает предпринимать контрмеры.
Не имея возможности расправиться с де Готфор по своему усмотрению, чтобы еще больше не настроить короля против своей персоны, кардинал начинает едва ли не каждый день убеждать короля забрать свой указ у девицы, так как он опасен для Франции.
Какое-то время король не соглашался. Тогда кардинал прибег к шантажу. Он объявил королю, что немедленно уходит в отставку, а войну с Австрией тогда пусть продолжает его преемник, ставленник девицы де Готфор.
Людовику не понравилось предложение кардинала, и он потребовал от Маргариты вернуть указ. Та начал тянуть время и всячески уклоняться от возврата указа. Так просила ее Мария Медичи, которая готовилась нанести удар по кардиналу.
А кардинал настаивал и добился своего. В начале ноября 1630 года король явился в апартаменты королевы и в присутствии Анны Австрийской потребовал в ультимативной форме у девицы де Готфор вернуть ему его указ.
В ответ девица оголила наполовину свою грудь и заявила, что указ спрятан у нее на груди и король может его взять там.
Короля, который всегда смущался или возмущался при виде неприличного оголения женского тела в присутствии третьих лиц, взбесили действия Маргариты де Готфор, и Людовик выхватил из камина раскаленные щипцы, чтобы с их помощью изъять указ.
Перепуганная де Готфор спряталась за спиной королевы и заявила, что указ не отдаст.
В тот же вечер она была арестована по приказу короля и сослана.
На этом любовь короля к Маргарите де Готфор закончилась.