Мы часто слышим о том, что вне Церкви нет спасения. Сегодня мы поговорим о Церкви. Что такое Церковь и зачем она нужна?
Первое. Церковь — хранительница учения Иисуса Христа и продолжательница Его спасительного дела. Она — место Его живого присутствия, место Его встречи со Своими последователями. Христос с той же полнотой являет Себя верующим через сегодняшнюю Церковь, с какой Он являл Себя Своим ученикам: Его присутствие в Церкви не умалилось, Его благодать не оскудела, Его спасительная сила не убавилась.
Второе. Вера в Церковь — один из основополагающих догматов христианства. Говорят даже, что «христианства нет без Церкви», ведь христианство — это не только рациональное признание ценности и значимости личности и учения Христа; христианство — это прежде всего членство в общине Его учеников. А такой общиной является созданная Им Церковь.
Третье. Христианство несводимо ни к нравственному учению, ни к богословию, ни к богослужению. Не является оно и совокупностью всего перечисленного. Христианство есть откровение личности Богочеловека-Христа через Его Церковь.
Четвертое. Церковь была создана Самим Иисусом Христом. В Евангелии от Матфея рассказывается о том, как однажды Иисус спросил Своих учеников: «За кого почитают Меня люди?» Ученики ответили: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков». Иисус спросил: «А вы за кого почитаете Меня?» Петр ответил: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго». Тогда Иисус сказал ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах. И я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:13–18). Церковь основана на вере в Иисуса Христа как Сына Божия. Исповеданием этой веры были слова апостола Петра.
Пятое. Церковь нужна прежде всего для того, чтобы вести людей к Богу. Церковь раскрывает перед нами глубину Евангелия, помогает нам воплощать в жизнь заповеди Спасителя. Через крещение, Евхаристию и другие Таинства Церковь ведет нас к Царству Небесному, делая его реальностью нашей жизни. Благодаря Церкви это Небесное Царство, подобно зерну горчичному, прорастает в нас, превращаясь в могучее дерево (Мф. 13:31–32); подобно закваске в тесте (Мф. 13:33), оно наполняет нашу жизнь содержанием и смыслом. Не случайно Церковь называют «небом на земле».
Шестое. Церковь нужна, чтобы благодатью и силой Божией изменять людей к лучшему. Многие приходят в Церковь духовно опустошенными, отчаявшимися, не способными к полноценной человеческой жизни. Постепенно благодаря участию в богослужении, молитве, благодаря Причащению и другим Таинствам они меняются. Церковь помогает людям приобщаться к Богу, преодолевая пропасть, отделяющую их от Него. Церковь зажигает сердца людей тем огнем, который способен вдохновить их на добрые дела и творческие свершения.
Седьмое. Церковь нужна для того, чтобы изменять мир. Но ни один человек не может изменить мир, не изменив прежде всего самого себя. Очень часто нам хочется изменить окружающих людей. Нередко семьи распадаются из-за того, что супруги пытаются изменить друг друга вместо того, чтобы каждый работал сам над собой: один другому предлагает, как стать лучше, и в итоге семья разрушается, потому что они не могут договориться. Церковь помогает людям ощущать себя не индивидуумами, призванными к тому, чтобы преображать других, но членами единой общины, в которой при содействии Святого Духа каждый работает над собой, и все вместе помогают друг другу измениться по образу и подобию Христа. Вступая в Церковь, человек вливается в мощный поток, воды которого начинают нести его к цели — духовному совершенству. При этом человек не только не утрачивает самостоятельности и индивидуальности, но, наоборот, обретает новые силы для раскрытия своего духовного и творческого потенциала.
Восьмое. Церковь — это Тело Христово (Кол. 1:24), живой организм, в котором каждый член имеет свою функцию, свое призвание и служение (1 Кор. 12:28–30). По словам апостола Павла, «как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело... и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих… И вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12:12–14, 27). Главой Тела Церкви является Сам Христос (Еф. 4:15). Он объединяет в Себе и живых, и усопших в вере. В Нем они находят главный источник радости и блаженства.
Девятое. Церковь основана на земле, но имеет небесное происхождение. Подобно тому, как Иисус Христос имеет две природы, божественную и человеческую, Церковь тоже имеет два измерения: земное и небесное. Земная Церковь представляет собой, по словам святителя Филарета Московского, «от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами». Небесная Церковь включает в себя обитателей духовного мира — ангелов, святых и всех умерших в истинной вере. Иногда земную Церковь называют «Церковью воинствующей» (то есть пребывающей в борьбе со злом мира сего), или «странствующей» (то есть, находящейся в пути), а небесную — «Церковью торжествующей» (то есть уже достигшей цели и одержавшей победу над злом).
Десятое. Церковь — духовная Мать для христианина. Молитва и забота Церкви сопровождают его на протяжении всего жизненного пути. Когда ребенок рождается в христианской семье, его приносят в храм, чтобы он принял Крещение и Миропомазание. Еще будучи младенцем, он может участвовать в Таинстве Причащения, а придя в сознательный возраст — и в Таинстве Исповеди. Церковь освящает своим благословением все важные события в жизни человека, включая вступление в брак. Когда человек болеет, священники приходят к нему, чтобы совершить Таинство Елеосвящения, а церковная община молится за него на Литургии. Когда человек находится при смерти, священник приходит к нему, чтобы преподать последнее причастие и помолиться о его мирном исходе из земной жизни. Когда человек умирает, Церковь провожает его в последний путь и потом не забывает о нем, но продолжает молится о том, чтобы Бог даровал ему блаженство и вечную жизнь. Как заботливая мать, Церковь ведет христианина по земной жизни и открывает ему врата Царства Небесного. В Церкви Бог взаимодействует с людьми особым образом, и только в Церкви возможно подлинное соединение с Ним.