Два режиссера, два сверстника (оба 1970 года рождения), практически, одновременно выпустили фильмы о взрослении. Один — Паоло Соррентино — о своем собственном. Другой — Пол Томас Андерсон — о герое, которому в 1973 году 15 лет.
Пол Томас Андерсон снял фильм по чужой книге, но я уверен, это и его личная история тоже. В общем, я говорю о «Руке бога» и «Лакричной пицце». В 50 лет мужики, двигающие кино вперед сегодня, отчетливо и красочно тоскуют по юности.
По чему именно ?
- По старой этике . В «Лакричной пицце» её олицетворяет Брэдли Купер, продюсер, помешанный на сексе (но больше — фотограф, шлепающий героиню по попе в фотостудии), в «Руке бога» — мужик, с которым герой плывет на Капри, не знаю, как зовут. Последний раз в фильме мы видим его в тюрьме, если я правильно помню.
- По своей стране. В обоих фильмах — хрестоматийное и в то же время реалистичное изображение родины автора. Да, американцы склонны к предпринимательству, а итальянцы фанатично преданы футболу и так далее. Но это, блин, так и есть. Мы смотрим кино, проникнутое любовью к родине, и в нем есть горькая нота — её характерные черты в глобальном мире постепенно размываются.
- По большому кино. В обоих фильмах много сказано про кино. В «Руке бога» кино в первую очередь — мечта героя, в «Лакричной пицце» — повседневная реальность. Кино — не конвейерная индустрия, а героическая профессия, будь то актер, подвешенный вниз головой под куполом галереи в «Руке бога», или Шон Пенн, прыгающий через костер на мотоцикле в «Лакричной пицце».
- По нестандартной красоте героев. Она не требует коррекции, и в то же время «некиногеничность» героев не подчеркиваются автором. Просто в 15 лет у подростков прыщи, а у еврейских девушек еврейский нос, что вам еще ?
- По фильмам, в которых нет эффектного интро, сформулированных мотивов и арки главного героя, а есть только спутанные и порой совершенно дурацкие эмоции молодого человека, которые близки и понятны каждому.
Фильмы Соррентино и Андерсона — фильмы о том, чего нет. В «Руке бога», о которой поначалу говорили, как о байопике Марадоны, по сути, нет самого Марадоны, он существует как идея, как Бог, как высший смысл, который для подростка даже дороже секса. В «Лакричной пицце» нет никакой лакричной пиццы, это, как пишут, название сети музыкальных магазинов, которых я в фильме не увидел. И юности тоже нет.
Эти фильмы — как дыхание. Его иногда перехватывает от любви, и оно тут же становится чаще. При всем акценте на ретро лучше всего эти фильмы поймут совсем молодые люди. Интересно было бы с ними об этом поговорить.
UPD Надо, наверное, отметить, что сегодня вручали "Золотой глобус", и ни Соррентино , ни Андерсон не получили награду ни в одной номинации.