Найти в Дзене
СоцПросвет

Кто обычно становится образцом примерноого поведения?

В социальной психологии можно выделить 3 типа научения: 1) Инструментальное научение ( посредством проб и ошибок ) 2) Вербальные инструкции ( посредством инструктажа ) 3) Викарное научение ( посредством наблюдения и подражания ) Первые два типа трогать не будем. Возможно в дальнейшем напишем про них отдельные статьи. Расскажем поподробней о третьем способе. Итак, с точки зрения биологии, по научной классификации, люди разумные (лат. Homo sapiens) относятся к отряду приматов. А это значит, что у нас особенно выражена способность подражать и перенимать модели поведения у более опытных и авторитетных для нас особей. При этом образец подражания должен обладать двумя основными качествами: 1) восприниматься могущественным, сильным, способным управлять окружением наблюдателя. 2) восприниматься добрым и способным на оказание помощи, поддержки. Приведу фрагмент текста из книги Филипа Зимбардо "Социальное влияние". Удачным примером «полезного подражания» оказалась ситуация, в которой дети
Оглавление

В социальной психологии можно выделить 3 типа научения:

1) Инструментальное научение ( посредством проб и ошибок )

2) Вербальные инструкции ( посредством инструктажа )

3) Викарное научение ( посредством наблюдения и подражания )

Первые два типа трогать не будем. Возможно в дальнейшем напишем про них отдельные статьи. Расскажем поподробней о третьем способе.

Итак, с точки зрения биологии, по научной классификации, люди разумные (лат. Homo sapiens) относятся к отряду приматов. А это значит, что у нас особенно выражена способность подражать и перенимать модели поведения у более опытных и авторитетных для нас особей.

При этом образец подражания должен обладать двумя основными качествами:

1) восприниматься могущественным, сильным, способным управлять окружением наблюдателя.

2) восприниматься добрым и способным на оказание помощи, поддержки.

Приведу фрагмент текста из книги Филипа Зимбардо "Социальное влияние".

Удачным примером «полезного подражания» оказалась ситуация, в которой дети из небогатых рабочих семей согласились пожертвовать часть своего выигрыша на благотворительные Цели. Этот эксперимент начался с катания шаров (боулинга), в котором участвовали лондонские дети 7-11 лет и один взрослый («подсадной»). По условиям игры, выигравшие получали жетончики, на которые можно было приобрести весьма привлекательные призы. В одной из модификаций эксперимента модель, которая начинала игру, регулярно бросала часть своего выигрыша в чашку, над которой висел плакат Фонд "Спасите детей". В другой ситуации модель ни разу не сделала пожертвования. Как и следовало ожидать, согласно теории социального научения, дети, наблюдающие за «щедрой» моделью, жертвовали гораздо большую часть своего выигрыша, чем те, кто был свидетелем черствости со стороны «подсадного». Если говорить конкретно, то в первом случае сумма пожертвований оказались больше в 8 с лишним раз! Кроме того, степень готовности поделиться частью выигрыша оказалась выше у тех, кто наблюдал за «щедрой» моделью, и ниже в группе со «скупым подсадным», чем в контрольной группе, дети которой не имели никаких примеров для подражания. Более того, различия в готовности к пожертвованию оказались все еще заметными спустя два месяца, когда детям было снова предложено поиграть в ту же игру, но в другой комнате и с другим благотворительным стендом. Таким образом, специфическое изменение поведения привело к продолжительному эффекту, не зависящему от времени и места.

Так же здесь нужно отметить ещё одну очень важную вещь:

Так как родители зачастую соответствуют всем двум параметрам о которых я написал выше, то ребёнок в первую очередь будет брать пример с них, и сможет рассчитывать на позитивные последствия подражания. Еще одной отличительной особенностью родителей является то, что чаще всего их двое. Возникновение имитативного поведения более вероятно в тех случаях, когда моделей для подражания несколько, и все они действуют одинаково.

На этом у меня всё. Если понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.