С того самого момента, как человек обрел разум, у него появилась потребность в записи и хранении информации, но вместе с вопросом, как записывать информацию, появился и вопрос, где ее записывать. Пергамент, бумага и папирус хотя и были доступны, но не были надежны, имея свойство гореть, ветшать, теряться, иное дело камень, срок годности которого составлял вечность, а эффективность его как средства хранения информации была проверенна тысячелетиями.
Как появилась наскальная живопись, неизвестно до сих пор и вообще врят ли когда станет известно, честь же ее открытия для просвещенного человечества принадлежит испанскому археологу-любителю Марселино де Саутуоле, который в 1879 году обнаружил первобытные фрески в пещере Альтамира. В настоящее время большинство изученных памятников наскальной живописи находятся в Европе, где чаще всего встречаются пещеры и гроты, но с искусством наскальной живописью люди были знакомы на всех континентах и во всех частях света, древнейший на данный момент времени наскальный рисунок найден на острове Сулавеси (Индонезия).
Появившись примерно 45500 лет назад, наскальная живопись прошла долгий и сложный путь. На всем протяжении ее истории наскальная живопись выполняла не только и не столько эстетические функции, активно применяясь в различного рода религиозных обрядах, но большей частью наскальные рисунки служили своего рода энциклопедией повседневной жизни, универсальным и долговечным хранилищем сведений по истории, биологии и географии, благополучно донеся необходимую информацию до наших дней (так, процессы опустынивания Сахары и аридизации евразийских степей были восстановленны во многом благодаря наскальным рисункам).
То, что информация является важнейшим и ценнейшим из ресурсов, люди поняли задолго до начала компьютерной эры, поэтому всячески совершенствовали технологии ее записи. Главным компонентом наскальной живописи являлись краски, изготовленные из естественных красителей с применением вяжущих веществ (яичного желтка или животного жира), которые наносились на поверхность скал при помощи рук, а позже - разбрызгивались при помощи полых костей наподобие современного пульвелизатора или с помощью примитивных кистей. XII тысячелетие до н. э. стало временем расцвета наскальной живописи, временем ее наибольшей реалистичности и наибольшего разнообразия применяемых техник.
После взлета искусства наскальной живописи 14000 лет назад начался необратимый спад, она стала более простой и схематичной, где-то в раннем Бронзовом веке перестали применяться краски, изображения стали выскребаться и вырезаться на скалах, с появлением и широким распространением письменности она стала неотьемлимым элементом изображений на камне, со временем вытеснив их полностью, но и в таком виде наскальные рисунки остаются ценным источником знаний о жизни предшествующих поколений.