Не имеющий аналогов летательный аппарат советские конструкторы начали разрабатывать в 60-е года прошлого века. Официальное название его было «КМ», что означало корабль-макет. Американская разведка была настолько впечатлена увиденным, что расшифровали аббревиатуру, увиденную на борту экраноплана спутником-шпионом не иначе как «Каспийский монстр».
Экраноплан – это машина, представляющая собой нечто среднее между кораблем и самолетом. Он движется чуть выше поверхности воды за счет того, что между короткими крыльями и водой создается воздушная подушка. Этот принцип дает ряд преимуществ, и конечно советские конструкторы пытались использовать его и в военных целях.
Испытания машины должны были пройти в Каспийском море. Из-за секретности его перевозили по Волге только ночью.
Испытания гигантской по своим размерам 92-метровой машины начались в 1966 году и велись вплоть до 1980 года. В одном из многочисленных полётов его полная масса составила 544 тонны — абсолютный рекорд, который был побит, только спустя много лет.
Машина приводилась в движение десятью реактивными двигателями, восемь из которых располагались в носовой части и служили только на старте, для разгона машины до стартовой скорости. Два других находились в корме, приводя самолет в движение на крейсерской скорости. Скорость полностью загруженной машины составляла около 500 километров в час. Пустая машина, без вооружения и груза могла развивать скорость на 100 километров в час больше. При этом, детище К.Б. Алексеева потребляло в пять раз меньше топлива, чем транспортный самолет.
Скорость, была лишь одним из стратегических преимуществ экраноплана.
Еще одной особенностью, устрашавшей противника, была способность двигаться чуть выше поверхности воды. Он мог легко уклоняться от мин-ловушек, был неуловим для торпед и почти невидим для радаров того времени. Поэтому это была практически идеальная машина для быстрой высадки солдат и боевой техники. Один из прототипов испытывался в качестве ракетоносца.
Однако, во время испытаний произошло несколько аварий, частично по вине необученного экипажа, а частично из-за непогоды.
В 1980 году Советы отказались от дальнейшей разработки этой машины. После 1990 года было предпринято несколько попыток возродить проект. Однако из-за необходимости больших финансовых вложений все они вскоре канули в небытие.
Спасибо за внимание! Если вам понравилась статья- подписывайтесь на канал, ставьте лайки!