Инициативами разными типов нужно по-разному управлять и по-разному обосновывать их нахождение в портфеле. Один из видов сегментации корпоративного портфеля инициатив – по экономикам.
Группы инициатив имеют разное экономическое обоснование, по-разному приносят прибыль корпорации. Соответственно, чтобы управление ими было эффективным, оно должно происходить по-разному.
- Есть инициативы прямой экономики, которые сводятся к конкретной EBITDA, конкретному обороту - годовому, двухгодовому. Они имеют прямое экономическое обоснование.
- Есть инициативы с относительной экономикой.
Например, в банке в бизнес-юните есть инициативы, связанные с привлечением клиентов. Но сами деньги на клиентах мы как бизнес-юнит на зарабатываем.
Но зато на клиентах зарабатывает несколько других бизнес-юнитов: кредитный портфель, cashback, комиссионный бизнес и прочее. Они все пытаются зарабатывать на клиентах, которых мы привлекли. Но если у нас экономика относительная, то метрика - это количество привлеченных клиентов, а не заработанных денег.
Т.е. деньги на них зарабатывают другие бизнес-юниты. Наша экономика считается относительно заработка в других бизнес-юнитах.
Хотя, конечно, относительная экономика приводит к тому, что кто-то кому-то что-то не доделал и из-за этого не собирается финальная EBITDA. Но таких экономик в портфелях достаточно много.
- Есть Отложенная экономика.
Вы делаете то же самое - собираете клиентов - но при этом в текущем времени вы не занимаетесь коммерциализацией клиентской базы, а только фактом их привлечения.
Это, конечно, доступно в основном компаниям, которые уже котируются на публичных акциях, потому что они могут рассчитывать на "промис", на обещание рынку.
Видно, например, что они растут по клиентской базе, как Uber, у них растет цена акций.
Таким образом, они зарабатывают не через прямую прибыль, прямую экономику, а через отложенную экономику капитализации их акций. Т.е. STR, например.
- Есть интегрированные экономики.
Интегрированная экономика - это экономика, которая интегрируется в какой-то другой экономический субъект - например, это комиссионные модели, связанные с тем, что я как банк в рассматриваемом случае привлекаю клиентов, но получаю деньги за счет процента их покупок на маркетплейсах.
И тогда в основном такие экономики появляются в экосистемах либо в каких-то коллаборативных взаимоотношениях между разными индустриями и разными бизнесами. Т.е. это некие контракты, некоторые комиссионные модели и т.д.
Таких экономик становится все больше.
Можно говорить о тренде интегрированных экономик, когда две индустрии зарабатывают друг на друге – у них получается договариваться зарабатывать друг на друге.
Нужна помощь в обучении портфельному управлению и продуктовому подходу? Обращайтесь!
Мы всегда на связи: Telegram, сайт, info@neuromap.tech.