Мяу! 🐈
Электромобиль — это одна из первых вещей, которая приходит в голову, когда речь заходит о заботе об окружающей среде. Считается, что за электрокарами будущее. В отличие от авто с обычным ДВС, они не производят выхлопных газов, а это сильно снижает выброс углекислого газа и вредных веществ в атмосферу.
Машины, заряжаемые от розетки — это миллиардный рынок, лакомый кусок для автопромышленности. Города Европы один за другим вводят запрет на ввоз машин, чьи двигатели не соответствуют новым экологическим стандартам из-за слишком высокого выброса CO2. Электромобиль, вроде бы, может стать выходом. Но давайте посмотрим, действительно ли они настолько безвредны?
1. Вредные твёрдые выбросы
В последние десятилетия одна из самых обсуждаемых тем в экологии — вред от автомобильных выхлопов. Развитые страны в попытке решить проблему вводят всё более строгие экологические требования к ДВС. Это ведет к тому, что из производства вытесняются двигатели, рассчитанные на длительное использование. Их замещают "одноразовые" двигатели, не предполагающие ремонта. На фоне такого электромобили, которые ничего не сжигают, а следовательно, не должны ничего выбрасывать в атмосферу, выглядят идеально. Но есть загвоздка.
Выхлопные газы — не единственные вредные выбросы, которые производит автомобиль. Твёрдые выбросы состоят из мелких частиц шин, тормозной системы, битумного покрытия дорог. И таких выбросов — две трети от всей массы вредной взвеси, которую машины оставляют за собой. Они провоцируют астму, аллергические реакции, сердечные приступы. В отличие от выхлопов, чей вред, как бы, "отодвинут во времени", такие отходы вредят здесь и сейчас.
Но твёрдые частицы выбрасывают все авто, при чём тут электромобили? Всё просто, они тяжелее. Количество твердых выбросов напрямую зависит от массы автомобиля: чем больше давление на дорожное покрытие, сильнее трение шин о дорогу и тормозов о колёса. Вес электромобиля, в среднем, на 25% превышает вес аналогичного авто с ДВС. Всё дело в аккумуляторах. Электромобили напичканы ими, потому что это обеспечивает им дальность пути.
Это ведёт к тому, что твёрдых выбросов от электрокаров в среднем на 10% больше, чем у аналогов с ДВС.
2. Выбросы от производства электричества
Двигатель электромобиля не выбрасывает вредных выхлопов в атмосферу. Но ему необходимо электричество. А вот электростанции как раз производят достаточно большое количество выбросов при работе. Чем больше электромобилей, тем больше электричества необходимо произвести. Особенно обостряется проблема в тех странах, где большая часть электростанций — ТЭЦ.
Эту ситуацию можно улучшить, если использовать солнечную энергию для станций зарядки, но увы, пока к такому готовы далеко не все компании.
3. Выбросы при производстве
Пару лет назад были опубликованы результаты исследований, согласно которым выбросов при производстве обычного автомобиля аж в полтора раза меньше, чем при производстве электрокара. Дело снова в аккумуляторах. Почти половина всех выбросов производится именно при их производстве.
Выходит, что безвредность электромобилей резко меркнет в сравнении с тем, какой вред наносится планете при их создании.
4. Утилизация аккумуляторов
Электрокары питаются от литий-ионных аккумуляторов. Пока что вопрос их утилизации стоит не слишком остро, потому что электрокаров в мире ещё не так много. Но такие батареи содержат множество токсичных веществ. Если просто выбрасывать их на свалку, эти вещества будут отравлять почву, воздух, грунтовые воды.
В настоящий момент правильной переработке подвергаются всего лишь 5% всех батарей электромобилей. Это ничтожно мало, особенно учитывая, что к 2025 году количество батарей привысит 3 миллиона штук. Если к этому времени мы не научимся их перерабатывать, это грозит экологической катастрофой.
5. Электромагнитное излучение
Ещё одна проблема электрокаров, угражающее уже не экологии в целом, а непосредственно человеку — электромагнитное поле, которое создаёт сама машина в процессе работы. Особенно сильно его действие в так называемых гибридах, где аккумулятор находится под задними сидениями, а ток течет по всему автомобилю, превращая его в заряженный контур. Максимум поля при этом приходится на водительское сидение, а во время ускорения или торможения — на сидение позади водителя, которое считается самым безопасным (туда часто ставят детское кресло).
Низкочастотные постоянно изменяющиеся колебания крайне отрицательно влияют на организм, особенно на детский, который ещё только формируется. Работоспособность организма нарушается, появляется вялость и утомляемость, проблемы с концентрацией. Существует даже риск онкологии.
Итак, ситуация с электромобилями далеко не так радостна, как кажется на первый взгляд. Разумеется, это не значит, что стоит поставить крест на дальнейшем развитии этой технологии. Но производители явно торопятся ставить их на конвейер. Автомобили нуждаются в дальнейших исследованиях и доработке, как в конструкции, так и в производстве и утилизации. Только тогда можно будет вести речь о минимуме вреда для человека и планеты.
#экология #электромобиль #проблемы экологии #илон маск