Найти тему

Умозаключения двухлетнего ребенка

- Да, что он понимает! – Частенько можно услышать от родителей о своих малолетних детях. Поэтому многие взрослые не стесняются в выражениях и эмоциях, общаясь между собой в присутствии малышей и не принимая их в расчет. А зря!

Мне было неполных два года, когда произошел этот забавный случай. Его мне рассказывали родители, когда я подросла, а потом я его пересказ не раз слышала от брата, который старше меня на шесть лет. Случай им ярко запомнился потому, что их очень удивило мое поведение, оно было несвойственно, по их мнению, для двухлетнего ребенка.

Многие слова я ещё толком не выговаривала, но лепетала уже связно, вплетая в речь словечки на своем «марсианском» языке.

О чем она размышляет?
О чем она размышляет?

Старшему брату, незадолго до произошедшего, на день рождения подарили красивые игрушки: гармошку ярко-синего цвета и железную дорогу с расписными вагончиками, похожими на автобусы и трамваи, которые могли сами ездить. Братишке они очень нравились, он дорожил ими и осторожно обращался.

А ещё у меня был друг на полтора года старше меня, то есть ему было тогда 3,5 года. Это соседский мальчик, который часто приходил с мамой к нам в гости. Парнишка был активный и непоседливый, но разговаривал еще плохо и не всегда взрослым удавалось его понять. Ему очень полюбились игрушки старшего брата, и он целенаправленно приходил поиграть, но обращался с ними неаккуратно. И вот когда в следующий раз был намечен приход маленького разбойника, мой брат предусмотрительно убрал гармошку и железную дорогу на верх высокого шкафа, чтобы не видно было, но при этом выложил много других игрушек «попроще»: пластилин, оловянных солдатиков, плюшевого мишку, карандаши.

И вот раздался стук в дверь, пришли гости. Едва раздевшись, мальчонка направился к месту, где лежали игрушки и начал их разбрасывать. Мишка полетел в одну сторону, пластилин в другую. Началось сначала хныканье, которое постепенно переросло в истерику.

Взрослые долго не могли понять в чем дело, что не так, ведь его никто не обижал, наоборот, предлагали разные игрушки.

А он все повторял: «Дай, дай, дай, дай», - и успокоить его не удавалось. В итоге сконфуженная мама ребёнка быстро одела на свое чадо пальтишко и они ретировались.

Я во время сего действа сидела в сторонке, играла со своей кукляшкой и в происходящее никак не вмешивалась. А после того, как гости ушли и все успокоились, то взрослые услышали следующий монолог, который я вела со своей куклой, сидя на диванчике. Расправляя складки кукольного платьица, я вела «философскую» беседу с ней: «Тоже мне, мишку обидель. «Дай песню, дай песню», всё аподись иму. Жабияка».

На моем детском языке «песня» означала гармошку, а «аподись» железная дорога с вагончиками.

То есть, у меня несмотря на столь юный возраст, уже было определённое отношение и реакция на поведение других людей. Причем я сумела связать неочевидные причинно-следственные связи, окрасить их эмоционально в своем понимании мира и облечь в слова.

Мама рассказывала, что на несколько секунд все замолчали, с удивлением слушая меня. А я даже не заметила этого, увлеченно объясняя кукле свои «этические принципы».

Вот интересно, откуда они взялись у ребенка неполных двух лет? Психологи считают, что осмысленная оценка происходящего появляется у человека к 4-6 годам, когда у него уже есть какой-то опыт переживаний и осознание себя. А до трех лет ребенок называет себя в третьем лице и не разделяет себя с другими, поэтому и не оценивает. Или все же мы, взрослые, вместе с учеными, не понимая, упрощаем внутренний мир и восприятие малышей?!

А какие у вас были случаи нестандартного детского поведения?

#детские истории #детская психология #случай из жизни #детство #воспитание ребенка