Найти в Дзене
Оля Бобова

Разногласия между либералами и коммунитаристами

Разногласия между либералами и коммунитаристами, которые отчасти касаются различий между холизмом и атомизмом, теперь настолько хорошо отрепетированы, что стали скорее утомительными, чем поучительными. Что необходимо, так это работа, которая просеивает эти противоречия с прицелом на раскрытие и продвижение некоего нового теоретического проекта. Две такие книги — «По ту сторону индивидуализма» и «Общий разум». Каждая из них по-разному переводит обсуждение природы личности, социальных объяснений и смежных тем на новый и гораздо более интересный уровень обсуждения. Beyond Individualism предлагает теорию «сложной индивидуальности» в качестве альтернативы как либеральному, так и коммунитарному пониманию личности. Опираясь на работу в области психологии развития, Криттенден утверждает, что мы можем иметь наш либерализм, пока мы подкрепляем его довольно хорошей дозой коммунитаризма. Интересно, что он не видит большого смысла в противоположной стратегии, то есть в попытках сделать коммунитаризм более либеральным. «Общий разум» кажется более амбициозной работой, но это отчасти потому, что она охватывает гораздо больше вопросов. В чем две работы наиболее явно соприкасаются, так это в защите Петтитом целостного индивидуализма. Эта комбинация делает две вещи: (1) она защищает индивидуализм от коллективизма или волюнтаризм от структурализма, объясняя, насколько важна интенциональность по отношению к социально-структурным закономерностям; и (2) он выступает на стороне холизма против атомизма в вопросе о том, как устроена личность, особенно способность личности мыслить.

Хотя эти две книги во многом различаются, одна из них, по-видимому, заслуживает особого упоминания, а именно то, что Криттенден использует психологию развития для обоснования политической теории, присваивая доказательства из работ таких людей, как Лоуренс Кольберг, Кэрол Гиллиган и Уильям Перри, чтобы установить связь между двумя очень специфическими ценностями: автономией и социальностью. Петтит, с другой стороны, заканчивает главой о политической теории, главным образом для того, чтобы проиллюстрировать свои тезисы о психологии сознания и структуре объяснительной теории. Большинство политических теоретиков...