1. Мы используем только 10 процентов нашего мозга.
Это звучит так убедительно — точное число, повторяемое в поп-культуре на протяжении века , подразумевающее, что у нас есть огромные резервы неиспользованных умственных способностей. Но предположительно неиспользуемые 90 процентов мозга — это не какой-то рудиментарный отросток. Мозг стоит дорого — требуется много энергии, чтобы построить мозг во время внутриутробного и детского развития и сохранить его во взрослом возрасте. С точки зрения эволюции было бы бессмысленно носить с собой избыточную мозговую ткань. Эксперименты с использованием ПЭТ или фМРТ показывают, что большая часть мозга задействована даже при выполнении простых задач, и повреждение даже небольшой части мозга может иметь серьезные последствия для речи, сенсорного восприятия, движения или эмоций.
Правда, у нас есть кое-какие резервы мозга. Вскрытие показало, что многие люди имеют физические признаки болезни Альцгеймера (такие как амилоидные бляшки среди нейронов) в головном мозге, даже если они не поражены. По-видимому, мы можем потерять часть мозговой ткани и при этом нормально функционировать. И люди набирают более высокие баллы в тестах IQ, если они сильно мотивированы, что говорит о том, что мы не всегда тренируем свой ум на 100 процентов.
2. «Вспышки воспоминаний» точны, подробны и настойчивы.
У всех нас есть воспоминания, которые кажутся такими же яркими и точными, как снимок, обычно о каком-то шокирующем, драматическом событии — убийстве президента Кеннеди, взрыве космического корабля «Челленджер», терактах 11 сентября 2001 года. Люди точно помнят, где они были. , что они делали, с кем были, что видели или слышали. Но несколько умных экспериментов проверили память людей сразу после трагедии и еще раз спустя несколько месяцев или лет. Испытуемые, как правило, уверены, что их воспоминания точны, и говорят, что воспоминания о вспышках более яркие, чем другие воспоминания. Они могут быть яркими, но воспоминания со временем распадаются, как и другие воспоминания. Люди забывают важные детали и добавляют неправильные, не осознавая, что онивоссоздавать в уме запутанную сцену, а не вызывать идеальную фотографическую репродукцию.
3. Все идет под откос после 40 (или 50, или 60, или 70).
Это правда, некоторые когнитивные способности ухудшаются с возрастом. Дети лучше учат новые языки, чем взрослые, и никогда не играйте в игру на концентрацию против 10-летнего ребенка, если вы не готовы к унижениям. Молодые люди быстрее, чем пожилые, оценивают, одинаковы ли два объекта или разные; им легче запомнить список случайных слов, и они быстрее считают в обратном порядке до семи.
Но многие умственные способности улучшаются с возрастом . Например, словарный запас — пожилые люди знают больше слов и понимают тонкие языковые различия. Учитывая биографический очерк незнакомца, они лучше разбираются в характере. Они получают более высокие баллы в тестах на социальную мудрость, например, как урегулировать конфликт. И люди со временем все лучше и лучше справляются со своими эмоциями и находят смысл в своей жизни.
4. У нас есть пять чувств.
Конечно, зрение, обоняние, слух, вкус и осязание — самые важные из них. Но у нас есть много других способов ощущать мир и свое место в нем. Проприоцепция — это ощущение того, как расположены наши тела. Ноцицепция – это ощущение боли. У нас также есть чувство равновесия — внутреннее ухо относится к этому чувству так же, как глаз к зрению, — а также ощущение температуры тела, ускорения и течения времени.
По сравнению с другими видами, однако, люди упускают. Летучие мыши и дельфины используют гидролокатор, чтобы найти добычу; некоторые птицы и насекомые видят ультрафиолет; змеи обнаруживают тепло теплокровной добычи; крысы, кошки, тюлени и другие усатые существа используют свои «вибриссы», чтобы судить о пространственных отношениях или обнаруживать движения; акулы чувствуют электрические поля в воде; птицы, черепахи и даже бактерии ориентируются по линиям магнитного поля Земли.
Кстати, вы видели карту вкуса языка, диаграмму, показывающую, что разные области языка чувствительны к соленому, сладкому, кислому или горькому вкусу? Тоже миф .
5. Мозги похожи на компьютеры.
Мы говорим о скорости обработки мозгом, его емкости памяти, его параллельных цепях, входах и выходах. Метафора неверна почти на всех уровнях: мозг не имеет определенного объема памяти, который ждет своего заполнения; он не выполняет вычисления так, как это делает компьютер; и даже базовое визуальное восприятие не является пассивным получением входных данных, потому что мы активно интерпретируем, предвосхищаем и обращаем внимание на различные элементы визуального мира.
Существует долгая история сравнения мозга с любой технологией, которая является самой передовой, впечатляющей и смутно загадочной. Декарт сравнил мозг с гидравлической машиной. Фрейд сравнивал эмоции с нарастанием давления в паровой машине. Позже мозг напоминал телефонный коммутатор, а затем электрическую цепь, прежде чем превратиться в компьютер; в последнее время он превращается в веб-браузер или Интернет. Эти метафоры остались в виде клише: эмоции оказывают на мозг «давление», а некоторые виды поведения считаются «жестко запрограммированными».