Найти в Дзене

Основания применения статистических методов в филологии

Несколько слов о статистике как научной области. Статистика − наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений с целью установления закономерности неразрывной связи с их качественной стороной в конкретных условиях места и времени в их взаимосвязи и взаимозависимости. В настоящее время данный термин употребляется в трех значениях: 1) Под статистикой понимают отрасль практической деятельности, которая имеет своей целью сбор, обработку, анализ и публикацию массовых данных о самых различных явлениях общественной жизни (в этом смысле «статистика» выступает как синоним словосочетания «статистический учет»); 2) Статистикой называют цифровой материал, служащий для характеристики какой-либо области общественных явлений или территориального распределения какого-то показателя; 3) Статистикой называется отрасль знания, особая научная дисциплина и соответственно учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведениях. Предмет статистики менялся на протяжении всей и

Несколько слов о статистике как научной области.

Статистика − наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений с целью установления закономерности неразрывной связи с их качественной стороной в конкретных условиях места и времени в их взаимосвязи и взаимозависимости.

В настоящее время данный термин употребляется в трех значениях:

1) Под статистикой понимают отрасль практической деятельности, которая имеет своей целью сбор, обработку, анализ и публикацию массовых данных о самых различных явлениях общественной жизни (в этом смысле «статистика» выступает как синоним словосочетания «статистический учет»);

2) Статистикой называют цифровой материал, служащий для характеристики какой-либо области общественных явлений или территориального распределения какого-то показателя;

3) Статистикой называется отрасль знания, особая научная дисциплина и соответственно учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведениях.

Предмет статистики менялся на протяжении всей истории развития статистической науки; до сих пор ученые не пришли к однозначному ответу по данному вопросу.

Предмет статистики – изучение массовых общественных явлений и совокупностей, а также их анализ.

Совокупность представляет собой однородную по какому-либо признаку группу, которая состоит из ядра и окружающих его явлений («слой»).

Ядро – концентрированное выражение всех специфических свойств данной группы, отличающих одну совокупность от других.

Слой – единицы с неполным набором специфических свойств, которые принадлежат к данной совокупности с определенной вероятностью.

Статистическая совокупность – это множество объективно существующих единиц изучаемого явления, объединенных единой качественной основой, общей связью, но отличающихся друг от друга отдельными признаками.

Признак – это качественная особенность единицы совокупности.

Каковы же основания применения

статистических методов

в филологии?

В прошлом разделе нами была рассмотрена статистика как научная область, а также ее предмет изучения и некоторые понятия, которые используются при решении статистических задач.

Метод с точки зрения педагогической науки − это форма движения реализации содержания образования. В ходе процесса обучения метод понимается как упорядоченный способ взаимодеятельности учителя и учащихся, направленный на достижение заданных учебных и воспитательных целей.

На наш взгляд, оснований (причин) существует много для применения статистических методов в филологии. Например, обучаясь в школе, ученики выполняют задания по русскому, готовясь к государственной аттестации. По распоряжению Московского центра качества образования были составлены и присланы задания для школ. Во время проведения самого экзамена многие из представителей центра приехали в школы для наблюдения за учениками и проведения педагогической экспертизы, в ходе которой были получены результаты успеваемости учеников.

Следовательно, с уверенностью отметим, что одним из оснований применения статистических методов в филологии служит проведение педагогической экспертизы.

Другим основанием служит так называемая «математическая обработка данных», например, при разборе стихотворения подсчитывается количество строк, символов и на данной основе строится диаграмма, показывающая результат. Данный пример приведен в ходе изучения дисциплины: Математическая обработка информации в филологическом образовании, здесь идет чистое применение математической статистики.

Основание того, что в науке лексикографии, исследовавшей составление словарей, требуется по окончанию работы проверить количество слов, занесенных в словарь, составить таблицу, определить число повторяющихся и не повторяющихся слов, сделать среднее арифметическое, чтобы прийти к результату общего количества слов, а также самих словарей.

Список литературы:

1. Основы теории статистики: [учеб. пособие] / В. В. Полякова, Н. В. Шаброва ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. Федер. ун-т. – 2-е изд., испр. и доп. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. – 148 с., С.5-6.

2. ПЕДАГОГИКА: Краткий курс. Учебное пособие / под ред. М.Н. Недвецкой – М.: УЦ «Перспектива», 2013, - 408 с., С. 204.