Эта первая из серии статей по истории инсульта представляет собой исследование ряда образцовых греческих и латинских источников, начиная с поздней античности и заканчивая на заре Средневековья. Сначала мы устанавливаем хронологический порядок различных групп текстов и, когда это возможно, выясняем отношение одной группы сочинений к другой. Во втором веке нашей эры Гален использовал гиппократовскую концепцию гуморального дисбаланса как фундаментальный объяснительный механизм для интерпретации клинических проявлений апоплексии. Гален решительно отвергал аристотелевскую заповедь о примате сердца. Согласно его учению, инсульт возникает в результате скопления густой и плотной жидкости в желудочках головного мозга, препятствующей прохождению животного духа. Греческие тексты Галена стали аксиомой для составителей византийского периода (Аэций Амидский, Александр Тралльский, Павел Эгинский). Но его идеи резко контрастировали с теориями Методической школы, которая оказала - через латинские сочинения Целия Аврелиана - определенное влияние на авторов латинского Запада (Кассий Феликс, Теодор Присциан). Упоминания об инсульте также можно найти во многих богословских сочинениях раннего Средневековья.