Найти тему

Через пару дней

Продолжение статьи "Сердечки".

Картина «Арабская кофейня», Анри Матисс, 1913 г.

“Покажем человеку замечательное произведение живописи или элегантное доказательство какой-нибудь теоремы. Если его мозг подготовлен, если у него есть знания по математике, то человек оценит великолепие этого доказательства. А если у него таких знаний нет, то это пустое дело. То же и с картинами. Люди с незамутненным сознанием ходят в Эрмитаже мимо Матисса и говорят: «У меня сынок четырех лет лучше рисует!» И они ведь правду говорят. Они не могут расшифровать код картины. Как мы не можем поговорить, например, с рыбой — ну нет у нас общего кода, как вы собираетесь беседовать? Мы не можем понять музыку, если не обладаем знаниями в этой области.”        

                                                                                                           Татьяна Черниговская.
Картина «Арабская кофейня», Анри Матисс, 1913 г. “Покажем человеку замечательное произведение живописи или элегантное доказательство какой-нибудь теоремы. Если его мозг подготовлен, если у него есть знания по математике, то человек оценит великолепие этого доказательства. А если у него таких знаний нет, то это пустое дело. То же и с картинами. Люди с незамутненным сознанием ходят в Эрмитаже мимо Матисса и говорят: «У меня сынок четырех лет лучше рисует!» И они ведь правду говорят. Они не могут расшифровать код картины. Как мы не можем поговорить, например, с рыбой — ну нет у нас общего кода, как вы собираетесь беседовать? Мы не можем понять музыку, если не обладаем знаниями в этой области.” Татьяна Черниговская.

В этот день, школьных занятий не было. Были обычные, студийные. Администратор куда-то вышла и я была в студии с детьми одна. Я вела занятие с малышами из детского сада. Было тёплое, солнечное утро. Свет мягко проникал сквозь окна и живописно освещал мольберты, стоящие у стены вместе с картинами учеников. В лучах солнца было видно как, мерцая, летали крохотные пылинки, а приятная музыка добавляла уюта в мастерской ещё больше. Было спокойно.

Открывается дверь и в студию заходит женщина с ребёнком. Я неотчётливо вижу их, потому что смотрю сквозь панно из больших картин, подвешенных с потолка до пола, что разделяют нас.

Такие моменты я очень не любила. Моменты, когда ты находишься на одной волне с детьми, у вас появляется общий канал для ментального общения, потребления вдохновения через него и передачи знаний. Вы начинаете понимать друг друга с полуслова. Это ли не телепатия? Звучит волшебно, но это так. Особенно, когда дело касается творчества. Творчество - это, поистине, портал в другой мир. Попробуйте, кто не пробовал)) Вам, обязательно понравится! Возвращаясь к теме, мне очень не нравилось, когда этот “творческий канал” приходилось прерывать, чтобы немного уделить внимание клиентам, посетившим студию, кто хочет что-то узнать, уточнить, внести оплату или ещё что-то в этом роде. Ведь, во-первых, даже, если не брать в расчёт мой “канал” (спустимся с небес, поговорим о физическом мире), я несу самую наипрямейшую ответственность за детей, с кем занимаюсь. Особенно, за малышей. В студии нет больше взрослых, несущих за детей ответственность. Посетительница не в счёт, конечно, ведь, не ей приводили детей. Мне категорически важно оставаться рядом с ними и не отходить ни на шаг, ни на минуту. В, абсолютно, каждый момент, может произойти что угодно! Не дай бог, упадёт мольберт на ребёнка, не дай бог, ребёнок разольёт воду и я не успею её вовремя вытереть, во избежание возможных травм. А здесь, надо ещё и клиентов приходящих обслуживать. Поэтому такие моменты были для меня особо напряжёнными.

Высокая женщина, в красном костюме, идеально сидящем на её фигуре, ухоженными волосами и лицом, на глазах тёмные очки, в руках модная дорогая сумочка, модельной походкой подошла к ресепшену. Рядом с ней - девочка в школьной форме. Они уже ждали, когда я пойду к ним.

Дав задание ребятам, проверив технику безопасности, я отошла к гостям, посетившим студию.

Подходя ближе, я узнала ТУ самую ученицу. А рядом, вероятно, стояла её мама. Я поприветствовала их и задала стандартные вопросы для уточнения, типа “вы хотели оплатить занятия?” или “вы хотели записаться на занятия?”, на что женщина в красном ответила, что хотела узнать, какие занятия здесь проводят и расписание этих занятий. В целом, всё по стандарту, когда в студию приходят новые клиенты. Не выдержав стандартов, девочка восклицает:
- Ведана, а вы меня помните? Я была на школьных занятиях с вами.

- Да, конечно, помню!

И пошла жара.

- Ах, - томно вздохнула женщина в красном.

Медленно припадая локтём на стол и наклоняя голову набок, мама девочки, на выдохе произнесла фразу:

- Ах! Ты тот самый учитель, - девочка за спиной своей мамы сладко улыбнулась в ожидании расправы. И расправа была. Произнеся тихо какие-то неразборчивые фразы, она стала говорить дальше:

- Значит, так.. Хочет рисовать сердечки.. ПУСТЬ рисует сердечки. Что ты там ещё хотела рисовать?

- Единорожков! - радостно произнёс голос из-за спины.

- Хочет рисовать единорожек - ПУСТЬ рисует единорожек, - очередным приказным тоном было мне сказано. - Мне вообще наплевать на ваше бездарное, не имеющее смысла искусство. Рисовашки для нас ничто, - женщина в красном обвела пальцем в воздухе круг, как бы объединяя все те работы, что находятся в студии и, судя по всему, всю деятельность.

Эта фраза дала мне многое понять. Что главным я поняла в этой ситуации и после чего мне стало искренне грустно, это та мысль, которая максимально точно была как-то выражена советским и российским учёным в области нейронауки и психолингвистики - Татьяной Черниговской, на лекции, c одного из её выступлений, про восприятие искусства: https://www.instagram.com/p/COcY382Bwmf/?utm_source=ig_web_copy_link

Была ли я напугана? Это были смешанные чувства. Я совершенно точно, была возмущена и ошарашена таким поведением. Ведь, я не обижала ребёнка. Я не ругала, не кричала на девочку. Вся моя деятельность была направлена на её результат, несмотря даже на то, что меня планировалось вывести из строя. Тем не менее, я не была тогда готова к такому повороту событий и вместо внятного ответа что-то промямлила, типа: “сердечки - это неплохо”.

Я была в явном замешательстве и не не знала, что говорить, но старалась держаться и “не ударить в грязь лицом”. Хотя..похоже, было поздно.

- Дайте мне ваши курсы с расписанием. - тихо потребовала женщина в красном, глядя куда-то в сторону.

На столе администратора быстро найти я ничего не смогла, да и к тому же, мне некогда было этим заниматься - у меня двое малышей рисуют за ширмой. Я планировала вежливо ответить клиентам, дождаться администратора или дать визитку студии, чтобы они перезвонили и вернуться к детям.

- Я могу предложить вам дождаться администратора, она вернётся через минут пять и расскажет вам всё о наших занятиях подробнее. Или вы можете посмотреть все наши услуги на сайте, здесь и номер студии есть.

Мой ответ не устроил даму в красном.

- Запиши тогда мой номер. - она настаивала.

И я, повиновавшись, принялась быстрей найти хоть что-нибудь, хоть какой-нибудь кусочек бумаги и пишущую ручку, записать её номер чтобы всё кончилось и вернуться к ученикам. Вероятно, я перекладывала тот самый листочек с места на место и не могла его найти, будучи в мыслях, о том, что сейчас происходит и ещё не произошло, но может.

Пока я вошкалась и пересматривала все полки столика администратора, периодически поглядывая на своих учеников, дама в красном, всё так же, надменно облокачиваясь на стол, успела задать мне ещё какой-то вопрос. Неразборчиво, очень тихо, словно, сквозь зубы, что мне пришлось переспросить её. Я даже сначала не поняла, был ли это риторический вопрос или она, действительно, спрашивала меня.

- Школьница что ли? - уже громче и отчётливей, но с большей долей презрения последовал вопрос.

Кто меня хорошо знают или видели хотя бы раз на занятиях, а особенно студийных, выгляжу я и правда, как школьница. Тогда, на мне было, естественно, не вечернее платье надето, мейк и опрятно уложенные волосы. Футболка, комбинезон и кросы выглядели так, словно я валялась в краске по полу. Впрочем, не буду отрицать этого. Творчество и занятия с детьми разных возрастов в нём, знаете, требуют, порой и больше, чем опрятность и чистота.

- Школьница? Кто? - я правда, поначалу, не поняла её вопроса. Она имела ввиду, я работаю в школе? или школьница - та ученица за ширмой, что ждёт меня со своей подругой?

- Ты школьница? - ехидно и на выдохе последовал уже конкретный вопрос.

- Нет. Давно отучилась. Давно работаю.

- Понятно, - с придыханием ответила дама, - Не видела тебя здесь раньше. - снова, в сторону сказала она.

К этому времени, я уже нашла всё, что мне было нужно и записала её номер. Внутри себя, я выдохнула. Женщина в красном и её дочка молча развернулись и стали уходить, не обронив ни слова.

- Спасибо, что пришли! Мне, всегда важно общаться с родителями детей, чтобы больше понимать желания и поставленные цели.

Эта фраза была не только вежливым прощанием, но также, я подчеркнула значимость её появления в студии. Я, правда, всегда общаюсь с родителями учеников, это важная и неотъемлемая часть работы. Общение с родителями даёт возможность лучше понять ученика. Можно узнать о его интересах и потом использовать эту информацию в работе с ним. Или обратить внимание родителя на какую-то незримую проблему, помочь её решить и предложить решения. И ещё много чего другого, но об этом немного позже.

- Да ты знаешь, кто я вообще такая?! - разворачиваясь, и не выдержав, уже, с повышенным тоном задала мне вопрос дама в красном.

Эта женщина умеет непредсказуемо удивлять. Дальше, прозвучал ответ с упоминанием Министерства образования, а также, короткое введение о её деятельности, посредством бессвязных предложений, в каких странах, где и с кем. И, вроде бы, мне должно было сразу стать всё понятно после этих слов, но не стало. Наоборот, появилось ещё больше вопросов.

- Здорово, что у вас такое замечательное образование и вы работаете в этой сфере.

Это же и, правда, классно. Я серьёзно.

Но всю эту историю я ходила по тонкому льду, который таял под ногами.

Женщина с дочкой ушли, а я осталась со всем этим внутри, продолжать вести занятие. Но забыть просто так эту ситуацию я не хотела. Меня мучал вопрос: "Как вести себя в подобных обстоятельствах?".

(Продолжение следует...)