Эдгар Саакян : Александра выпускница BIS и основательница стартапа fitmost. Прежде чем вспомнить о студенческих годах, расскажи нашим зрителям о твоем проекте fitmost. Что это такое?
Александра Герасимова: Всем привет! Fitmost это своеобразный абонемент, который позволяет приобрести подписку и после заниматься в более 1500 фитнес студий, чтобы можно было заниматься где угодно, без привязки к какому-то конкретному месту. Сегодня вы идете в центр йоги, который расположен рядом с РЭУ, завтра в бассейн рядом с домом и тд.
Полина Мумрова: Это очень круто! Что собой представляет этот абонемент? Это ежемесячная подписка, которую ты платишь, позволяет тебе ходить в центры-партнеры fitmost?
Александра Герасимова: Приобретается пакет баллов, которыми можно расплачиваться. Приходите в клуб или студию, называете код занятия, который есть в данном приложении и проходите на занятие. Наши партнеры нас хорошо знают, на рынке мы уже 5 лет. Конечно, сначала были некоторые недопонимания, но сейчас это уже налаженный процесс.
Полина Мумрова: Это очень классная идея! Тем более, что у меня часто возникало желание заниматься в разных местах. А насколько увеличилась ваша клиентская база по сравнению с первым годом?
Александра Герасимова: Мы усиленно росли, не считая эпохи пандемии. Около полумиллиона записей на тренировки через нашу платформу, больше ста тысяч отзывов, подлинность которых мы гарантируем, этот квартал тоже для нас рекордный.
Полина Мумрова: Пандемия благоприятно повлияла. Все дружно решили записаться в зал после того, как покушали тортики.
Александра Герасимова: Последствия пандемии мы еще долго будем ощущать. Но есть и положительные моменты. Люди активнее стали заниматься спортом, люди осознали важность заботы о своем здоровье.
Полина Мумрова: Круто! Сколько у тебя в команде человек? И как выстроена между нами коммуникация?
Александра Герасимова: Около 40 человек, практически все работают в офисе.
Эдгар Саакян: Вернемся в студенческие годы. Что тебе больше всего там запомнилось?
Александра Герасимова: Я любила свой первый курс. Во-первых, я тогда впервые приехала в Москву из Минска, это было начало самостоятельной жизни: никто меня ни в чем не ограничивал, не контролировал. Вот это сочетание нового стиля жизни с новым образованием это было очень интересно. Это был период, когда я была в некотором блуждании, потому что не понимала, кем я хочу быть. Я помню эту растерянность, но в тоже время это было очень интересно, потому что я изучала себя.
Полина Мумрова: На каком факультете ты училась?
Александра Герасимова: IBS, это был факультет международной школы бизнеса. Я выбрала этот факультет, потому что мне было очень интересно обучаться на английском языке, потому что в школе я изучала немецкий язык. В середине только 10 класса я начала изучать английский, а уже на первом курсе проходила высшую математику на этом языке. И мне это очень нравилось. Я еще изучала испанский. Свое хобби по изучению иностранных языков я реализовала полностью. На самом деле, я до сих пор считаю, что первый курс был самым ярким и классным.
Эдгар Саакян: А после ты поехала по обмену во Францию?
Александра Герасимова: Нет, в итоге я не поехала. Уже после я поехала учиться туда в магистратуру.
Полина Мумрова: А почему не поехала по обмену?
Александра Герасимова: Я отказалась, так как подумала, что на тот момент я только стала понимать, как устроена жизнь в Москве, а тут опять надо было куда-то ехать… Тогда мне хотелось какой-то стабильности.
Эдгар Саакян: До благотворительного аукциона, что еще у тебя было? Что-то со скидками?
Александра Герасимова: Я об этом не говорю публично.
Полина Мумрова: Как это здорово, когда идет совмещение изучения языка и материала университета!
Александра Герасимова: На первом и втором курсах я подрабатывала репетитором и переводчиком, тогда я поняла, что если язык для меня становится моей работой, то он перестает мне нравиться. После того, как я поработала переводчиком, я очень долго восстанавливалась, снова пыталась полюбить английский. У меня просто пропало желание слушать что-то на английском, изучать… Сейчас это желание снова вернулось, я смотрю фильмы только в оригинале и тоскую о том, как мало английского в моей жизни, но вот однозначно, что превращать мое языковое хобби в профессию было бы для меня неправильно.
Полина Мумрова : Есть ли планы о международном развитии твоего проекта fitmost?
Александра Герасимова: Конкретно с этим проектом нет. Потому что у нас здесь еще большой нераскрытый потенциал, потом, может, я и создам какой-то проект. Сейчас я хочу двигаться в рамках нашего рынка.
Полина Мумрова: Саша, какой у тебя был любимый предмет .
Александра Герасимова: Люблю микроэкономику. Изучали различные кейсы, о которых я до сих пор вспоминаю. Они даже нашли применение в современных нон-фикшен книгах, все эти современные издания – это вот эти кейсы.
Эдгар Саакян: Что тебе дал университет, помимо учебы?
Александра Герасимова: Свободу, можно было чем-то заниматься, на 4 и 5 курсах было много времени, мы могли совмещать учебу и работу. Это круто, когда помимо учебы есть еще и жизнь.
Эдгар Саакян: Но ты не участвовала в общественной жизни РЭУ. Как так вышло?
Александра Герасимова: Я в то время была интровертом, у меня не было потребности в общении. Это сейчас я провожу много времени в различных комьюнити предпринимателей, провожу время в мероприятиях, я люблю общаться с интересными людьми. Жалею ли я о том, что не участвовала в жизни РЭУ? Да, надо было себя погружать больше в коммуникации, это очень важный навык.
Полина Мумрова: Многие выпускники РЭУ говорят, что наш университет – классная площадка для networking, а ты, получается, уникальна, потому что ты говоришь больше о свободном времени и посвящении его различным проектам.
Александра Герасимова: В студенческие годы я поняла, что хочу заниматься стартапами, я что-то изучала, пыталась сама организовывать какие-то свои стартапы. Благодаря этому сегодня я здесь.
Эдгар Саакян: Но после университета у тебя тоже было много важных моментов…
Александра Герасимова: В магистратуру я поехала с четким пониманием того, что хочу заниматься стратапами. Понятное дело, что не все сразу пришло к fitmost, хотя, когда я его запустила, мне было 23 года, тот период был ближе к учебе, чем к актуальной деятельности.
Полина Мумрова: Стартапы - это весьма рискованное занятие. Поэтому для меня весьма удивительно, когда этим занимаются женщины. Может, дашь какие-то советы для наших зрителей, чтобы они поняли, стоит ли им за это браться или нет?
Александра Герасимова: Я набила достаточно шишек. Самый важный момент - не бояться. Какие самые страшные потери могут произойти? Ну, останусь в 30 лет без ничего, но меня это не пугает, потому что это нет возраст, когда нужно опустить руки. Есть куча примеров, когда люди и в 40, и в 50 теряли все, а после создавали классные компании. Страшно потерять любимую компанию, потому что это твое детище, ты это любишь, но это больше про привязанность, а не страх потерять все. Я со всеми трудностями справлюсь. Второй важный момент – быть уверенным в том, что ты хочешь делать. Очень много стартапов запускались с идеей о том, что после можно срубить на этом много денег. И если это история об этом, то чаще всего такой опыт заканчивается плохо, так как стартап это не быстрая история и, без уверенности, что ты горишь этим, вероятность того, что проект просуществует меньше времени гораздо выше, чем когда ты живешь этим проектом . Один из выводов, которые я вычитала, гласил : если вы делаете что-то, на что у вас нет мотивации, то в худшее время ее не будет вообще. Поэтому если бы у меня не было до конца уверенности в том, что я хочу заниматься именно этим, то, наверное, меня бы уже сломала пандемия или какая-то другая проблема.
Эдгар Саакян: Как ты осознала к 23 годам, что fitmost –нужная вещь?
Александра Герасимова: На тот момент я хотела запустить какой-то бизнес, но не знала какой. У меня были заметки, идеи. Но не случалось какой-то химии. Потом я стала заниматься спортом и обратила внимание на то, что в спорте ничего не происходит, ничего не меняется. Я захожу на сайт фитнес клуба и не могу понять, что не могу купить абонемент, не знаю, сколько он стоит. Это не мое. И это надо менять. И от собственной воли проще оттолкнуться. Я смотрела на нее с разных сторон. Эта мысль меня не отпускала, наверное, это и есть тот момент, когда ты понимаешь, что это то, чем ты хочешь заняться.
Полина Мумрова: Мне кажется, что только когда есть магия и химия, то дело будет успешным. Правда, ты не всегда это понимаешь.
Александра Герасимова: Если сравнивать две конкурирующие компании, то достаточно 30 минут, чтобы изучив их, понять, кто из них кайфует от процесса, а кто паразитирует на рынке. Компании, по которым видно, что это дело - не их история, потом закрываются. Некоторые, конечно, живут, развиваются, то есть это не всегда, если проект не драйвит, то он обязательно умрет, но просто вероятность успеха, занимаясь проектом, которые нравится, выше.
Эдгар Саакян: Расскажи про конкурентов на рынке. Почему им не удалось выйти вперед?
Александра Герасимова: Это 100% кейс , когда единственным условием при запуске продукта является успешность аналогичного проекта в Америке, Европе, Азии, то она сталкивается с определенными проблемами. Всегда это, конечно, комплекс факторов, почему один проект взлетает, а другой нет.
Эдгар Саакян: Если мне не изменяет память, то они тоже привлекали большие средства, но у них ничего не получилось. Как у тебя получилось привлечь миллион долларов?
Александра Герасимова: в 2018 году мы привлекли первый раунд.
Полина Мумрова: Ну, это прям очень круто для стартапа!
Александра Герасимова: Был очень интересный момент. Понятное дело, что ты это очень долго все согласовываешь, привлекаешь людей. А потом тебе приходит смс с поступлением денег. Что происходит? Писки-визги… Я пересчитывала нули, все стандартно. Но моя радость длилась минуты две, потому что следующая смс была о том, что нам заблокировали счет. Увидев, такие поступления, надо понимать другую вещь: мы берем с клиентов деньги и оплачиваем им тренировки в маленьких студиях, которые чаще все ИП, то есть мы берем на себя большие суммы, распихиваем их по разным ИП ,- выглядит не очень. А после выписали огромный список документов, который нужно предоставить в короткий срок. Нас запросили различные сканера договоров… Мы собирали все эти документы два дня, несмотря на то, что до этого у нас был аудит и все документы были уже приготовлены. Поэтому нужно быть всегда готовым ко всему. Ведь когда ты получаешь инвестиции, тебе надо сразу начать активно развиваться. Я представила ситуацию, когда нам перевели крупную сумму денег, а нам заблокировали счет, первый месяц наш бизнес план пошел бы крахом, а после и отношения с инвесторами идут уже как-то не очень. Поэтому меня не оставляет ощущение того, что когда тебе кажется, что все проблемы позади, они, на самом деле, только начинаются.
Полина Мумрова: А ты суеверная? Заряжаешь деньги на луну, к примеру?
Александра Герасимова: В «переговорке» у нас написано: «Счастье любит тишину». Я не люблю эту цитату. Но все работает так, что когда мы рассказываем о чем-то, что должно случиться , но еще не случилось, то это обычно не случается. Это работает 100%. Однако мы стараемся придерживаться ортодоксальных форматов.
Эдгар Саакян: Как вы выжили в пандемию?
Александра Герасимова: Мы очень круто начали 2020 год: мне казалось, что мы поработим весь мир. У нас был огромный план, огромное количество договоров. У нас не было финансовой подушки, потому что приближался март, а это один из самых продажных месяцев, поэтому я подумала, что лучше вложиться в рекламу в феврале, чтобы продать побольше в марте и тем самым сформировать финансовую подушку. Но в итоге, я вложилась в рекламу, а в марте я осталась без выручки. Осознание, того, что ты не можешь на это никак повлиять, а денег у тебя на две недели. А еще у тебя 40 трудоустроенных людей, у тебя 0 дохода. Это неприятно. Это был один из самых трудных периодов, которые я переживала. Первое, что нужно было сделать, - вправить себе мозги, так как ты теряешься, ты не можешь думать конструктивно. После мне помогла практика « а что если…». Я прописала план действий, опираясь на гипотетическое предположение о том, когда открываются фитнес клубы. Получилось несколько различных сценариев, и даже в худшем из них, я нашла выходы из ситуации. Основной продукт, который нас спас – онлайн тренировки и медитации. За первые месяцы у нас добавилось несколько крупных компаний, нам даже пришлось выйти за переделы зума, потому что на этой площадке есть ограничение в 1000 человек. Это то, что нас спасло и подняться на ноги. В итоге, у нас за прошлый год корпоративная выручка выросла в 7 раз, у нас даже появился целый отдел корпоративных продаж. Ну а сейчас, после открытия фитнес клубов, мы уже восстанавливаемся и работаем оналйн и офлайн.
Полина Мумрова: Я считаю, что условия пандемии – классная проверка твоего бизнеса. Поэтому я рада, что у Саши все получилось. Скажи, ты сейчас общаешься со своими одногруппниками?
Александра Герасимова: Связь оборвалась с теми, с кем я общалась больше всего, но при этом мы поддерживаем отношения с однокурсниками, за счёт социальных сетей, корреляции наших бизнес проектов…
Полина Мумрова: Среди твоих сотрудников есть ли кто-то из РЭУ?
Александра Герасимова: Нет
Полина Мумрова: Когда ты нанимаешь кого-то на работу, ты обращаешь внимание на образование?
Александра Герасимова: Однозначно у нас в лидерах у нас МГУ и ВШЭ, у нас нет никого из финансового университета. Остальные все из каких-то неизвестных вузов. Я не смотрю на вузы, во всяком случае для меня это никогда не было решающим фактором.
Эдгар Саакян: Все меняется, качество образования меняется, мы же не можем с тобой контролировать этот момент.
Полина Мумрова: Сравнивая твое образование с образованием людей твоего возраста, ты понимаешь, что твое образование круче?
Александра Герасимова: Очень сложно ответить, так как у меня в штабе около 20% людей из ВШЭ, но при этом они все работают не по специальности. Сказать, что мы выбираем по факультету или вузу, не смогу. У меня есть опыт получения магистратуры во Франции, но я не знаю, что такое магистратура а России. Однако если сравнивать полученное образование в России с магистратурой во Франции, однозначно это бакалавриат. Там про фундмаент, про кейсы. Может, это моя личная позиция.
Полина Мумрова: А ты была «ботаником»?
Александра Герасимова: Первый курс «ботан», а потом к части предметов у меня пропал интерес, а вообще я изначально поступила на финансы и кредит, потом я быстро перешла на свой факультет. После первого курса я начала выборочно что-то учить, а на что-то «забивать». Плюс какая-то социальная жизнь: пойти в кино, встретиться с друзьями.
Полина Мумрова: А были какие-то пересдачи?
Александра Герасимова: Конечно, я, правда, не помню какие. Но реально мне очень понравились государственные экзамены. Я выучила все, вычитала всякие примеры и чувствовала себя очень уверено. Это было очень запоминающимся.
Полина Мумрова: В будущем отдала бы детей в РЭУ?
Александра Герасимова: Теоретически я бы хотела бы, чтобы у моих детей было бы техническое образование. Это более востребовано.
Полина Мумрова: Что тебе не нравилась в РЭУ?
Александра Герасимова: На первом курсе было очень много людей, потом многих исключали. Мне казалось, что была низкая мотивация к учебе. Сложно сказать, чья это проблема: факультета, вуза или группы. Недавно я училась в школе Сколково, а там все замотивированы. Туда приходят зрелые люди, они приходят осознано, они тянуться к знаниям.
Эдгар Саакян: Какое твое мнение насчет Club House?
Александра Герасимова: Периодически появляются такие штуки, которые появляются, завлекают массы людей, а потом просто бесследно исчезают . Покемон Го, например. Наверное, СН- такая штука. Я поняла, что это не моя социальная сеть, потому что ты слушаешь 40 минут человека и понимаешь, это было не продуктивно. Я нужна в других проектах. На мой взгляд, там режим «онлайн» убивает твое время, потому что на youtube ты стараешься смотреть все в ускоренном режиме. С точки зрения тщеславия –неплохая игрушка, потому что ты понимаешь, что тебя там слышат.
Эдгар Саакян: Может у тебя есть пожелания для тех, кто хочет поступать в РЭУ, или для тех, кто хочет начать свой бизнес?
Александра Герасимова: Среди плехановцев много предпринимателей, если это удастся совместить с networking , то это даст положительные плоды. Это хорошая база для успешного запуска бизнеса.
Полина Мумрова: Спасибо большое !