та статья-рассказ призвана развенчать заблуждения касательно того, применялся ли генератор 80.3701 на мотоциклах Минск.
Знали ли вы, что существовала ограниченная серия мотоциклов Минск которые, вопреки всеобщему мнению, с конвейера комплектовались «совиными» генераторами 80.3701 на 90 ватт?
данный генератор широко применялся на мотоциклах ЗиД, начиная с Восход 3М-01, и обладал мощностью 90 ватт. Им же комплектовались ЗиД Сова и Курьер.
До последнего дня я, как и многие другие, был уверен в том, что генератор 80.3701 применялся только на продукции Ковровского завода. Но это оказалось не так…
Первые сомнения
Началось всё с того, что я случайно познакомился с человеком, который утверждал, что на его Минске (ММВЗ-3.112.12) 1994-го года выпуска с завода установлен генератор 80.3701 на 90 ватт (в простонародье «Совиный»).
Попытался его убедить, что такой генератор никогда не применялся на Минске.
Сослался на заводской каталог запчастей ММВЗ-3.112.12, ММВЗ-3.112.14, ММВЗ-3.112.15.
Заводской каталог запчастей, с отмеченным генератором Р71 или ГМ 01.02. Единственными официальными генераторами на 90 ватт, которыми комплектовались мотоциклы Минск.
Согласно каталогу, на модели ММВЗ-3.112.12 применялось лишь два генератора: либо «традиционный» 43.3701 (12в65Ватт), либо маховичный Р71, он же ГМ 01.02 (14в90Ватт).
О том же самом гласят и заводские руководства по эксплуатации к мотоциклу, доступные по ссылке
Руководство по эксплуатации ММВЗ-3.112.12, ММВЗ-3.112.13, с зажиганием на 90 ватт, но маховичного типа (Р71), которое фигурирует и в каталоге запчастей.
Однако, владельца «интересного» ММВЗ-3.112.12 это не убеждает и он продолжает настаивать на своём.
Разбор полётов
Человек присылает фото своего мотоцикла, на котором видно, что действительно установлен 90Вт генератор 80.3701.
Кого, однако, этим удивишь? Генератор имеет идентичные крепления, как и «традиционныый» генератор 43.3701, а потому поменять их не составляет труда. Неубедительно!
Прошу человека сделать фотографию БКС. И тут-то начинается интересное…
Подпись «СДЕЛАНО В БЕЛАРУСИ» вселяет уверенность в его подлинности, а вот модель БКС 70.3734 сильно удивляет. Всё дело в том, что данный БКС действительно предназначался для работы в паре с «совиным» генератором на 90 ватт. Однако, по всем руководствам и каталогам ММВЗ в случае, если мотоцикл комплектовался 90-ваттным генератором маховичного типа (Р71 или ГМ 01.02), то в связке с ним всегда был БКС 94.3734.
Никаких БКС 70.3734 в официальных документах не упоминается! Однако, по факту мы имеем установленный БКС 70.3734 с выштамповкой «СДЕЛАНО В БЕЛАРУСИ».
Начинаем копать дальше.
Владелец мотоцикла добавляет, что у него имеется вкладыш из руководства к мотоциклу. Хочу отметить, что именно ВКЛАДЫШ, а не вырванная страница из руководства от Совы.
Я опешил, почти поверил, но подумал: это всё равно может быть что-то от Совы. Начал проверять...
Сперва сравнил рисовку генератора со вкладыша с рисовками такого же генератора в руководствах к Восходу и Сове. Рисовка не сходится! Лист, определённо не вырезали из руководства к ЗиДам.
Еще сильнее начинаю верить в подлинность вкладыша, вспоминая, что ММВЗ уже применял подобный опыт, когда в руководство добавлялся вкладыш. Так было в случае комплектации мотоцикла новым карбюратором Pacco.
Вкладыши чертовски напоминают друг друга. Еще сильнее склоняюсь к мысли, что вкладыш подлинный.
Разгадка
Снова разглядывая установленный на «интересный» Минск генератор 80.3701, замечаю еще одну деталь. Выпущен он еще во времена СССР, хотя на дворе уже 1994-ый год. Генераторы со складов?
Выясняю, что производство «фирменного» минского маховичного зажигания на 90-ватт (генераторы Р71 или ГМ 01.02) освоили лишь в 1995 году.
У меня начало складываться следующее видение картины:
В 1994-ом году у ММВЗ свои «фирменные» 90-ваттники (Р71 и ГМ 01.02) еще не готовы, БКС-ов 94-ых тоже еще нет. Но генераторы 90-ватт очень хочется... Особенно, если вспомнить, что после развала СССР в 1991-ом году завод был вынужден искать новые рынки сбыта, и до 60% продукции отправлялось за рубеж, где покупатель хотел нечто большее, чем скромные генераторы на 65 ватт.
Время поджимало, на заводе решили не ждать и выпустить малую «недокументированную» серию мотоциклов с «совиным» зажиганием. А чтобы не перепечатывать руководства, вкинули в него вкладыш про новый генератор (см. фотографии выше), точно так же, как когда-то было с ММВЗ-3.112.11, на которые впервые начали устанавливать индийские карбюраторы Pacco и прилагать соответствующие вкладыши.
На момент 1994 года БКС 94.3734 (фигурирующий в минских руководствах и каталогах), вероятно, еще не существовал, а потому в Беларуси произвели партию БКС 70.3734 с маркировкой «Сделано в Беларуси». При том, что подобные БКС ранее встречались лишь на ЗиДах.
Таким образом можно заключить, что «совиные» генераторы 80.3701 на 90-ватт применялись на ММВЗ-3.112.12
Так что впредь, если будете с кем-то ругаться и ломать копья, доказывая обратное, вспомните про эту статью и поделитесь ссылкой.