Вот не люблю я фильмы с флешфорвардами, когда знаешь, чем все кончится. Тем более, если убийца в них, как в данном фильме, - дворецкий. А в конце еще и узнаешь, что ему за это ничего не было, что он разбогател и еще три года жил счастливо, пока не умер.
Почему же смотрела, не отрываясь? Режиссер (Боб Бэлабан) прекрасный и актеры (Сьюзан Сарандон и Рэйф Файнс) великолепны? Реальная история успеха – как дворецкий стал миллионером? Что меня задело? Мне кажется, что об этом хорошо сказала Дорис ближе к концу фильма: «Вот ведь знаю, что ты прохвост. Почему я тебе верю?»
Если от этой фразы отмотать назад, то все становится на свои места. Прохвосты все, а Бернард, которого считают самым ушлым, еще и заботливый. Для всех мужчин в жизни Дорис она – дойная корова. А Бернард – нищий алкоголик и гомосексуалист, дает ей то, в чем она, богатая и умная женщина, а в душе – растерянная девочка, так нуждается – ощущение безопасности. Она верит ему даже тогда, когда догадывается, что он вводит ей смертельную дозу лекарства.
Но так ли они различны? У обоих детские травмы, поэтому они не могут найти себе места в жизни, и это их беспокоит. Оба пытаются снять беспокойство алкоголем. Она еще и швыряет деньги различным фондам (заметим, что и делать деньги она умеет). Она пытается наслаждаться богатством, но не может. Что только не вытворяет, а ощущения жизни – нет. Часто кажется, что Дорис над Бернардом просто издевается. Но напускная покорность Бернарда напоминает ей отца, убитого жадной матерью.
Кажется, что создатели фильма ставят эксперимент с единственным различием: деньги. У героев одинаковые проблемы, одинаковые цели, но разные возможности. Бернард даже пытается идентифицировать себя с Дорис, которая эти возможности символизирует.