Ролан Пети.
13 января 1924 года родился Ролан Пети, выдающийся французский балетмейстер. Он прошел непростой путь от танцовщика кордебалета до постановщика легендарных спектаклей и номеров. На его счету более 50 самых разных, но всегда талантливых и интересных работ. Свой первый и, может быть, самых главный шедевр Пети создал в возрасте 22 лет. Это балет "Юноша и смерть". Он создавался при непосредственном участии, лучше сказать в тесном соавторстве со знаменитым Жаном Кокто, знаковым персонажем своего времени. Написанное им либретто состояло из 8-строчного стихотворения.
Юноша в студии — в одиночестве, ожидая.
Входит Девушка, она — причина его отчаяния.
Он устремляется к ней. Она его отталкивает. Он молит её.
Она его оскорбляет, высмеивает и убегает. Он кончает с собой.
Комната исчезает. Остается только тело повесившегося.
С крыш спускается Смерть в бальном платье.
Она снимает свою маску: это — Девушка.
Она закрывает маской лицо своей жертвы.
Вместе они удаляются, теряясь среди крыш.
Кокто отвечал за музыку, сценографию, костюмы, которые создавались по его идеям. Пети воплощал эту мистическую историю хореографически. Когда балет был готов, Кокто вдруг понял, что подобранная музыка совершенно не соответствует заявленной теме. Он заменил джазовую обработку популярной американской песни "Френки и Джонни" надбытной "Пассакальей" Баха в интерпретации Оттарио Респиги прямо на премьере. Остается только догадываться, что чувствовали бедные солисты. Но это был новый и очень интересный ход. Музыка и танец становились равноправными "участниками" действия, рассказывая историю своими средствами. Балет имел большой успех и надолго задержался в мировом балетном репертуаре. Хотя танцевать его было очень непросто - все равно, что пройти по лезвию ножа. Шаг влево - и можно свалиться в мелодраму с трагическим надрывом, шаг вправо - и продемонстрировать не предполагаемую темой страстность и излишнюю витальность, в чем, кстати, критики упрекали таких метров балета как Р. Нуреев и М. Барышников. В 2001 году эту непростую роль примерил на себя солист Мариинского театра Игорь Зеленский. Его партнершей стала Юлия Махалина. Произошло это в рамках 1 международного фестиваля балета "Мариинский", при обстоятельствах весьма драматических.
Первый Международный фестиваль балета "Мариинский".
Этот фестиваль открылся в феврале первого года нового века в Петербурге. "Белые ночи" после прихода в театр Валерия Гергиева стали фестивалем, в первую очередь, оперным. Чтобы отдать должное мощным балетным традициями Петербурга, был создан новый чисто балетный фестиваль. Хотелось начать с размахом и сразу ошеломить публику. Организаторы постарались. В афише : новый «Щелкунчик» Шемякина, где власть над балетным спектаклем впервые передавалась в руки художника, роскошный "Вечер советской хореографии" с вторым актом "Лауренсии" В. Чабукиани, танцами курдов (один из которых легендарный "Танец с саблями") из "Гаяне" Н. Анисимовой, 2 актом "Легенды о любви" Григоровича, все это в исполнении нового поколения артистов и, конечно, текущий репертуар Мариинского, что называется из золотого фонда.
Особой "фишкой" фестиваля стало приглашение в качестве участников зарубежных балетных звезд. Надо было оправдывать статус международного мероприятия. Причем, среди приглашенных, в основном, мужчины - премьеры мировой балетной сцены. Из Берлина приехал Владимир Малахов, из Москвы - Николай Цискаридзе, Хосе Кареньо и Итан Стифель представляли Нью - Йорк, Карлос Акоста - Лондон. Мариинский же всегда славился своими балеринами. К сожалению, сезон из-за травмы пропускала абсолютная питерская мега - звезда Ульяна Лопаткина, но все остальные были в строю. И Жанна Аюпова, и Диана Вишнева, и Светлана Захарова, и Юлия Махалина.
Наверное, негласное соревнование между звездами было. Кто кому "достанется", и кто кого перетанцует. Своего апогея этот творческий спор достиг на громадном заключительном гала - концерте, длинной в пять отделений. Зрители буквально упивались балетом. Плюс он транслировался по TV (такие были времена). В программе "Пахита" Петипа с Захаровой и Д. Вишневой в одной из вариаций. Захарова явилась еще Терпсихорой в «Аполлоне», в дуэте с И. Стифелом. Малахов оттанцевав с Вишневой "Жизель", в концерте вышел с ней же во фрагменте из "Манон".
Пара Зеленский - Махалина оказалась своей - "домашней". Правда, партнер работал в это время в труппе Лондонского королевского балета, но сцену Мариинского надолго не оставлял. Нельзя сказать, что они были в проигрышном положении по отношению к "смешанным" парам. Но особой "форой новизны" этот дуэт не обладал. Интерес к вновь образовавшимся парам оказался чуть выше, чуть подогрет ожиданиями, необычностью обстановки. А "домашняя" пара была уже привычной. Тем более, что "Юношу и смерть" в Мариинском уже танцевали. Франсуа Адре и Ян Брекс, ассистенты Ролана Пети, перенесли этот спектакль на питерскую сцену еще в 1998 году. Бонусного интереса у Зеленского - Махалиной не было, зато было другое. Было желание творческого реванша. И этот реванш случился.
Несломленный, но обреченный Поэт, на мгновение приблизившийся к Недостижимому и девушка - Муза, Истина, Рок, Судьба, Смерть? Потребовавшая самую высокую плату за мимолетное откровение. Жесткая, отточено - безжалостная.
Они танцевали, как в последний раз, так, что именно их номер стал апофеозом, необычной творческой кульминацией, эмоциональной доминантой всего концерта. В сжатой, но эмоциональной форме это выразила атакованная журналистами после концерта оперная дива Ольга Бородина. Она посмотрела всё, она видела всех, сказала: " Великолепны абсолютно все, но Зеленский и Юлечка Махалина - это что-то..."
К сожалению, я не нашла в Сети это выступление, может быть кто-то более удачлив в поисках. Отзовитесь!
Хотелось бы еще раз пересмотреть, ведь Кокто, Пети, Зеленский, Махалина, "Мариинский", образца 2001 года, действительно, "это что-то..."
.