Нынешний, 2022 год начался с очень неприятных новостей, пришедших из Казахстана.
Да уж.
Осенью Саша , мой двоюродный брат, ездил в гости к другу в Нур-Султан( который мы по старинке называем Целиноградом) и ничто не предвещало беды. Прислал фото, сделанные просто навскидку, из окна автомобиля.
В Целинограде в последний раз я была очень давно, в 1991 году и удивилась, каким красивым, ухоженным и благоустроенным стал город.
Новый мост через Ишим.
Стильные высотки в центре.
Много зелени- это в условиях весьма сурового резко-континентального климата.
Тогда, осенью 1991 года, ощущение тревоги было будто разлито в воздухе. Родственники, у которых я гостила, уже задумывались о переезде в Германию. Делать им это, конечно, совсем не хотелось. Налаженный обустроенный быт, своё жильё, хорошая работа по специальности, перспективы карьерного роста. Да и уровень жизни в Северном Казахстане, по моим наблюдениям, в те времена был повыше, чем в Центральной России. А в Германии- всё с нуля, несмотря на льготы, которые предоставлялись этническим немцам и членам их семей.
И всё-таки потом они уехали.
- Это надо было сделать ради внуков,- объяснил мне тогда дядюшка,-Понимаешь, сейчас в Казахстане такая ситуация, что на любую мало-мальски руководящую должность ставят только казахов, причём из своего клана. Подбор кадров идёт чисто по национальному и родственному признаку, способности и профессионализм тут роли не играют. И, судя по всему, это надолго. Что ты хочешь, казахов всего семьдесят лет назад коммунисты из раннего феодализма стали вытаскивать. Внешние атрибуты цивилизованности они усвоили, а менталитет по сути тем же остался. А уж теперь, когда у казахов своё государство появилось,- они разгуляются.
Несколько бунтов казахской молодёжи было ещё в 80-х годах, причём, по слухам, инспирированных высшим партийным руководством республики, в первую очередь тем же Нурсултаном Назарбаевым и его сторонниками.
Дядюшка был умным человеком с огромным жизненным опытом. В Казахстане он жил с 1946 года. Мы частенько переписывались и его многостраничные обстоятельные письма я перечитывала не по одному разу.
Сейчас немцев в Казахстане осталось менее 200 000 человек. Русских- 3, 5 млн. Где- то пятая часть населения страны.
Новостями из Казахстана сейчас забиты первые полосы новостных изданий. Даже здесь, в болгарских СМИ. А уж сколько блогеров окучивают тему казахской "цветной революции"- не счесть.
А я всё думаю- прав ли был тогда мой дядюшка в своих рассуждениях?Или и менталитет казахов за эти тридцать лет всё-таки изменился, как изменился Целиноград, ныне называемый Нур-Султаном?
Сложный вопрос, однако.