Королевская партия Этерны
Статью можно было бы назвать «Наш ответ Мартину» или «Русская игра в престолы». Но это глупо.
Эпопея, а только так стоит называть 16 книг серии «Отблески Этерны», не заслуживает подобострастного сравнения с детищем Дж. Р. Мартина. Особенно в свете того, что несмотря на обязательные параллели, романы Веры Камши имеют куда больше собственного, чем невольно заимствованного. Тем более, если схожесть окажется… Технической.
Но обо всем по порядку, тем более, повод для этой статьи прекрасен. Тизер, трейлер и обещание скорого выхода первого эпизода отечественного масштабного фэнтези-сериала по мотивам саги и, куда важнее, при участии Веры Викторовны Камши. Рассмотрим событие с нескольких ракурсов: оспорим параллели с «Песней Льда и Пламени», оценим возможные плюсы и минусы, пройдемся по касту и поделимся ожиданиями.
Немного мира цикла
Когда делаешь статью по чему-то известному, популярному, спорному по мнениям, любимому и не очень, а также большому, написанному не полностью и давнему по времени создания, основной проблемой является вопрос – как правильно рассказать о книге тем, кто ее еще не читал и не наделать гадостей, обычно называемых спойлерами?
Кэртиана – мир, созданный четырьмя Ушедшими. В этом мире имеется магия, где-то забытая, а где-то, как сорняк, вырванная из человеческий памяти. Здесь сохранились давние потомки Ушедших, существует несколько религий, на полях сражений звенит сталь, свистят стрелы и грохочет порох. Здесь, как и истории земли, сильный борется с сильным, а между ними страдают слабые. Здесь престолы занимают потомки узурпаторов, а Люди Чести, с остатками магии в крови, могут как бороться с ними, так и принимать их сторону. Здесь найдется место всему, так любимому читателями в, по-настоящему, оригинальных авторских мирах: многогранным персонажам, очень знакомым и одновременно чужим странам, интригам, разнообразным характерам персонажей, мистическим старым тайнам и непонятным страшным событиям.
А еще здесь маячит очень серьезная угроза. Из-за потери магии, забытой и вычищенной из жизни людей, Кэртиана может погибнуть. Как? Ответ на это есть в книгах и, хочется верить, в грядущих пяти заявленных сезонах сериала «Этерна».
Что такое Этерна? Цитадель, где на страже мира стояли Одинокие. Цитадель, лежащая в руинах.
Война Роз и прочие параллели
«Отблески Этерны» чаще всего сравнивают с многотомным циклом Мартина, о чем написано в самом первом абзаце. Так ли это? Не совсем и схожесть можно разглядеть в двух составляющих: антураже, как слепке с определенной эпохи нашего мира и формате рассказчиков истории, то есть POV. Да, несомненна мистическая составляющая обеих саг, но это как раз не должно вызывать вопросов. Друзья, «Игры престолов» и «Отблески Этерны» - это фэнтези, а не исторические романы.
Опираясь на указанную парочку схожих моментов, разберемся с ними, одновременно доказывая как самобытность книг Веры Камши, так и причины интереса для поклонников мира Семи королевств.
Мартин, не сумевший пройти мимо такой исторической основы, творчески переработал события, скупо разбавив их магией и приобрел определенное количество фанатов. Несколько позже романами о разномастных непотребствах, коварных кознях, отрубленных головах, пророчествах, половых излишествах и яростных схватках заинтересовались телевизионщики и… А дальше все всё знают.
Отметим фон книг о танцующих драконах – настоящее дремучее Средневековье.
Основными же декорациями «Отблесков» являются отражения нашего Нового времени, с его соседством латных доспехов и пистолетов, неутихающей Инквизиции и вольнодумством Франсуа Рабле, свершениями зарождающейся науки в городах и полным мракобесием в селах. А также, несомненно, со звоном шпаг усатых дуэлянтов, интригами церкви, теряющей влияние на монархии, смелыми женскими декольте после веков насильственного целомудрия, возвращением мотивов куртуазности в поэзию с литературой, началом эпохи географических открытий и продолжениями масштабных мясорубок сильных мира сего.
Различия ли это? Несомненно. Но куда важнее другое.
Если говорить дилетантски, сравнивая Мартина и Камшу с классиками приключенческо-исторической литературы, то разница станет еще более явной. Мартина стоит считать современно-брутальным Вальтером Скоттом, писавшим тех самых королей, рыцарей и трепетных красавиц, трепыхающих ресницами и заливающихся румянцем. А Камша куда больше напоминает даже более известного литератора. Автора, также писавшего о скрещивающихся клинках, тайнах, заговорах, красавицах и прочих интересностях. Только декорациями ему выступало как раз Новое Время и звали его Александр Дюма-старший.
- Что за чушь?! – возмутятся сторонники теории «Камша косит под Мартина».
Ну и пусть возмущаются. Во-первых: подражать само по себе может быть и прибыльно, но настоящий автор на то и настоящий, вернее, настоящая, чтобы творить свое. Во-вторых: при всей лихости Дюма, кроившего историю как ему хотелось, делал он это отлично.
И история мира, где ушедшие Боги оставили наследника, чью фамилию свергли много-много лет назад, отлично ложится в любимую эпоху отца одного гасконца и трех мушкетеров. Речь о противостоянии католиков с гугенотами, Валуа с Бурбонами и прочем, описанном в «Королеве Марго», «Графине де Монсоро» и «Сорок пять».
Кардиналы, дворяне, дворянки, ростовщики и гадалки, гвардейцы и обычные пехотинцы, королевские особы и их приближенные. Грохот пушек на полях битв, топот кавалерийской лавины, звон клинков на дуэлях, шорох перьев по веленевой бумаге и разговоры служилого дворянства о любви, вине, поединках, женщинах и чести. Стопроцентный рецепт успеха, созданный два века назад. И может ли такое сравнение задеть или оскорбить?
Если вы добрались до этого места и согласны с вышесказанным, то сравнивать творчество Камши и Мартина вам явно неинтересно. Вы несомненно понимаете простую истину: два этих автора схожи в материале и очень отличаются в подаче. И, что куда важнее, оба интересны и увлекательны.
А манера подавать рассказ от лица разных персонажей? Таких примеров в литературе, классической и современной, довольно много. И остается лишь порадоваться возможности взглянуть на одни события с разных точек зрения.
Сериал «Этерна» и его создатели
В России старательно учатся снимать сериалы. Именно так,и успех «Эпидемии», она же «К озеру» в американском варианте от Netflix, тому свидетельство. А это весомый повод ждать по-настоящему первый масштабный фэнтези-проект. И пусть пока у нас не случалось чего-то хорошего в данном жанре, все когда-нибудь бывает в первый раз. Вы не согласны и «Тайный город» по мотивам отличной серии Вадима Панова кажется вам чем-то хорошим? О вкусах не спорят, но результаты рейтингов говорят сами за себя.
Кто же стоит у руля «Этерны»? Здесь, казалось бы, есть основания попереживать. Режиссер Евгений Невский на настоящий момент более всего известен съемками «Интернов». Тем не менее, явно не стоит заранее считать это минусом, ведь участвовать в съемках сериала, несколько лет имевшего высочайшие рейтинги – не так просто.
Сценарист Сергей Юдаков согласно заявлений сетевых СМИ, вообще не читал книг цикла. Но при этом имеет в копилке два крайне интересных отечественных фильма: «Землетрясение» и «Легенда о Коловрате». Первый, снятый Сариком Андреасяном, неожиданно раскрыл любимца критиков как хорошего драматического режиссера. А второй, при определенных недочетах, тем не менее отлично справился с полуфэнтезийным антуражем, отличной хореографией боев и пусть местами «клюквенными», но интересными персонажами.
Факт же создания компании «Блэк Принц Продакшн» специально для съемок прекрасен даже по звучанию, а не только по смыслу.
Каст – фавориты и «темные лошадки»
В цикле, созданном Верой Камшой, огромное количество персонажей. Несомненно, среди них есть не только второстепенные, но и третье- et cetera. Но, как в случае с любым серьезным проектом, свои роли здесь у всех и каждого с каждой, включая крысу с псом.
В любой кинопродукте, равно как в телевизионном, огромную роль играет многое. От художников-постановщиков до гримеров, от операторов до каскадеров, от… в общем, все и вся, вплоть до специального младшего менеджера по горячему кофе, необходимы для успеха. Но главные, несомненно, актеры. Их химия, подход к созданию образа, нюансы самой игры, умение передать эмоции движением, знаком или простым взглядом.
Как же «Отблески Этерны» выглядят в этом моменте? Одновременно отлично и немного настороженно. Для зрителей, само собой.
Мы не станем выделять Вениамина Смехова, надеясь на его появление не как камео, а как большую роль. Не сделаем упор на очень популярно после роли Сергея Белова в «Движении вверх» Кирилле Зайцева. Не остановимся на беспринципно-инфернальном современном казаке из сериала «Чики» Сергее Гилеве. Поделимся взглядом на некоторых исполнителях важных ролей сериала, понимая, что иначе статья может превратиться во что-то большее.
Денис Нурулин - Ричард Окделл, главный герой №1, герцог, сын погибшего мятежника и, как бы странно не звучало, оруженосец и наперсник человека, убившего его отца. И Повелитель Скал. Вы же помните о жанре? Фэнтези невозможно без магии, но как данный «титул» отразится на герое мы, ни в коем случае, спойлерить не станем.
Актер, малоизвестный широкой публике, что в наше время зачастую плюс. Не имея громкой славы, фанатов, огромных гонораров, такие личности играют максимально хорошо. На наш взгляд подобное решение оправдано и хорошо.
Ульяна Лукина – Мирабелла Окделл, вдовствующая герцогиня, мать главного героя, особа с тяжелым характером и своеобразным взглядом на жизнь.
Как и с исполнителем главной роли – не очень большая известность, отличное попадание в образ и, верим и надеемся, великолепная реализация.
Петр Семак – Август Штанцлер, консильер, идер Людей Чести, дворян, временно примирившихся с узурпаторами на троне Талига, интриган, расчетливый и умный хитрец, опытный заговорщик, не стесняющийся многих методов, явно бесчестного свойства.
Актер старой формации, известный своими ролями второго плана. Данное обстоятельство дает возможность надеяться на отличное исполнение одной из важнейших ролей сериала.
Юлия Хлынина – Катарина Ариго-Оллар, королева, жена, мать, любовный интерес одного из главных персонажей цикла, интриганка и просто красавица.
Явная находка сериала. Одна из самых заметных молодых актрис последнего десятилетия. Попадая в руки хорошего режиссера одним движением брови/сдуваемой с глаз челкой/поднятым молотком - показывает больше эмоций, чем иная актриса монологом. Всем сомневающимся – смотреть «Все и сразу» Романа Каримова, сериал «Звоните Ди Каприо», либо «Сэлфи» по книге Сергея Минаева. Одновременно с тем имеет в копилке «Легенду о Коловрате» или, Юлияменязаставилиэтонаписать, «Только не они», где даже озвучена чужим голосом, а все имеющееся мастерство совершенно пропадает.
Павел Крайнов - Робер Эпине, главный герой №2, герцог, сын и внук мятежников, заговорщик, маршал, незадачливый влюбленный, по-настоящему Человек Чести и, явно довеском, Повелитель Молний. В общем – крайне важная фигура цикла, личность, являющаяся одним из стержней повествования.
Яркий актер, имеющий небольшое количество главных ролей в известных картинах. И, опять же, памятуя про экранизацию истории Семи Королевств, сделавшей известными отличных и малознакомых многим актеров с актрисами, хочется искренне пожелать ему удачи.
Валентина Ляпина – Мэллит, дочь гогана Енниоля, юная красавица, имеющая очень необычный скелет в шкафу, весьма нужный для развития сюжета. Совершенно не напрасно в нашей подборке находится после Робера Эпинэ, так как… (без спойлеров).
Юная актриса обладает явно заметным талантом, прекрасной внешностью и, несмотря на возраст, солидным списком работ. Верим в возможность ее раскрытия, как актрисы и надеемся на отличное исполнение доверенной ей роли.
И тяжелая артиллерия, дамы и господа:
Андрей Смоляков и Юрий Беляев, не нуждающиеся в представлении, сыграют Аристида, лидера военно-монашеского Ордена Славы и кардинала Сильвестра Дорака, фактического правителя Талига. Да, этот кардинал совершенно не желает королевы и, в отличие от фехтовального мюзикла Юнгвальда-Хилькевича, определенно не против вообще ее не видеть.
Кирилл Козаков – гоган Енниоль, хитрец, богач, заговорщик и просто душка.
Леонид Бичевин – Руперт Фельсенбург, персонаж, совершенно не должный появиться в первом сезоне, но все же там оказавшийся. Один из важнейших героев «северной» части географии Кэртианы, сильная и неоднозначная личность, крайне необходимая сюжету.
Если вы не знаете этого актера, то достаточно знать следующее: именно Бичевин сыграл главную роль в фильме «Морфий» Алексей Балабанова, созданного по мотивам рассказов М. А. Булгакова и сценарию Сергея Бодрова-младшего, причем роль эта планировалась именно для последнего.
Сейчас, вернувшись из театральной жизни, Леонид сумел вляпаться в «Содержанок», красиво носил форму офицера-декабриста в «Союзе Спасения» и оказался в касте проекта, являющегося одной из надежд отечественного сериалостроения.
Вы думали, мы забыли о главном герое №3, по факту являющемся №1? Как бы не так.
Юрий Чурсин – Рокэ Алва, маршал, герцог, военачальник, картежник, бретер, дуэлянт, мастер клинка, мастер игры, мастер любви, мастер над моне... (вычеркнуто цензурой).
Основополагающая фигура «Отблесков Этерны». Покровитель Дика Окделла, гениальный полководец и прожженный придворный, красавец, демоническая личность, главный оппонент старой королевской фамилии и, по совместительству, претендент на престолов в случае гибели семьи Оллар. А также просто Повелитель Ветра.
Неоднозначный, по подходу к ролям и их исполнению, очень талантливый, актер. Играя в театре важнейшего персонажа «Старшего сына» по Вампилову - умудрился оказаться в «Чудо-менеджере и мотыге судьбы». Став графом aka Атос де Ла Фер в «Мушкетерах» Жигунова, смог одновременно прекрасно ходить в неудобных штанах, красиво шинкуя противников и тут же, переодеваясь в пьяного мушкетера, манерничать, полностью переигрывая. При этом, в нужные моменты, выглядел инфернально и демонически, аки юный Воланд.
Мы искренне ждем от него самого главного: настоящего и живого Рокэ.
Опасения и надежды
Мы привыкли не доверять российскому кино также, как российскому футболу в еврокубках или на чемпионатах мира с Европой. Мы много раз надеялись, верили и получали неудобоваримое, завернутое в блестяще-красивую упаковку.
У нас нет своей культуры съемок сериалов фантастическо-фэнтезийной направленности, схожей по исполнению хотя бы с «Робин из Шервуда» восьмидесятых годов. Мы искренне осознаем, что наши CG-эффекты только-только приближаются по своим возможностям к западным десятилетней давности, пусть и не всегда.
Мы понимаем, что единственная армейская конная часть, созданная специально для «Войны и мира» Бондарчука давно не существует и ее кавалеристы уже не примут участия в съемках масштабных сражений. А что касается компьютерной графики с лошадками – смотрите предыдущий абзац.
Но нам искренне хочется, что «Этерна» доказала всем и вся, а нам в первую очередь, что в России умеют снимать современные, интересные, красивые и затягивающие сериалы. Умеют также, как Вера Викторовна Камша смогла создать чудесную эпопею-первоисточник.