Одним из популярных туристических мест в Кировской области внезапно стала узкоколейная железная дорога - дело обычное в советские времена, ныне большая редкость.
Сегодня приглашаю вас побывать на Каринской узкоколейке.
Узкоколейная дорога из Кирово-Чепецка в сторону Каринторфа была построена в годы Великой Отечественной войны, когда для предприятий требовалось дешевое местное топливо - торф. Тогда и был основан поселок Каринторф. Он до сих, как кажется, замер в 50-60х годах.
До конца советских времен дорога более-менее дожила, сначала расширяясь на новые торфяные участки, а потом потихоньку скукоживаясь. На схеме пунктиром показаны станции, которых уже нет.
С отказом от торфа местной ТЭЦ в 2000-е годы по большому счету дорога стала не нужна для хозяйства. И тут бы ей закрыться, но оказалось, что узкоколейка является важным связующим звеном между городом Кирово-Чепецком и Каринторфом за рекой и пойменными лугами, добраться до которого в распутицу иным путем проблематично.
Узкоколейка в итоге сохранилась поныне и как экзотика стала привлекать туристов. Несколько лет назад дорога была передана в созданный в Кирово-Чепецке Музей железной дороги. Теперь там не только перевозят местных жителей, но и организуют экскурсии. На одной из таких экскурсий мне удалось побывать.
Туристический поезд отправляется утром в выходные с разъезда Новый в Кирово-Чепецке. Добраться туда можно из Кирова на автобусе 103 (остановка завод Вэлконт). Подробности можно узнать на странице Музея железной дороги в соцсети «ВКонтакте», место отправления обозначено на всех навигаторах и картах, от остановки надо пройти метров 200. В 2021 году организовывался и второй рейс туристического поезда днем.
Так постмодернистски выглядит сама станция "разъезд Новый", откуда стартуют туристические и обычные поезда на Каринторф. Разъезд Новый в советские времена был промежуточной станцией, дорога шла до местной ТЭЦ, однако сейчас эти пути разобрали и разъезд стал конечным.
Расписание поездов наклеено на один из столбов. Между прочим отсюда несколько раз в день отправляются обычные, нетуристические поезда. То есть прокатиться по узкоколейке можно и в будни, но без посещения музея.
Туристический поезд состоит из трех типов вагонов. Номер 1. Обычный пассажирский - зеленый. Для местных жителей по цене маршрутки, чуть больше 30 рублей, но без музея.
Туристы могут выбрать второй тип вагонов - красный, где можно послушать рассказ об узкоколейке по пути вперед. Проезд в нем туда-обратно с экскурсией по музею обойдется в 800 рублей.
Для тех, кто хочет прокатиться с ветерком и получить максимум эмоций, есть пара открытых вагонов. Они самые дорогие, проехаться на них туда-обратно с посещением музея будет стоить 1200 рублей. Здесь свист ветра, скрежет железа и живописные виды без помех от стекла.
Билеты на проезд и экскурсию надо купить при посадке у кондуктора.
Сначала едем по городским задворкам, гаражам и мимо церкви. Остановки на станциях Вернисаж и Боёво. Проезжаем автомобильный переезд. Затем начинается самый живописный этап – поезд выезжает на железнодорожный мост через Чепцу. Именно благодаря его наличию узкоколейка считается «дорогой жизни» для Каринторфа.
Потом идут красивые пейзажи заливных лугов, место старой поймы. Поезд движется медленно, не больше 20-30 километров в час.
Дорога занимает примерно 40 минут, и вот мы прибываем на конечную станцию, романтично названную Техническая, это обычная металлическая остановка.
На своеобразном помосте, как символ былого торфяного расцвета и упадка, стоит ржавый тепловоз.
Всех туристов сразу собирает вокруг себя экскурсовод, специалист-железнодорожник, который 1,5 часа рассказывает об истории дороги, знакомит с основными экспонатами.
Вся техника очень древняя, некоторая - еще сталинских времен.
В один из локомотивчиков можно даже залезть и понять, что управлять им не так просто.
Музей не только зарабатывает на туристах и перевозит местных жителей, но и занимается сохранением наследия узкоколейных дорог страны. Несколько экспонатов прибыли в Каринторф с других узкоколеек, которых больше нет. Команда музея на собственные и грантовые средства занимается восстановлением.
Перед депо суетятся рабочие, кстати, стрелки здесь переводятся вручную. Туристам дают попробовать их перевести.
Элементы интерактива - возможность покататься на дрезине, а также проверить, как плющит монету мощный пресс в цеху.
Проходим в депо, где тоже много техники. Обстановка там винтажная.
Все полтора часа экскурсовод увлеченно рассказывает о каждом экспонате, работе и быте в депо.
После экскурсии остается всего 20 минут до отхода обратного поезда, поэтому вдоволь погулять по самому поселку и увидеть его "готический квартал", построенный после войны пленными немцами, не получается.
Но кое-что интересное можно увидеть и в самом Кирово-Чепецке, куда мы возвращаемся. Например, здесь есть облагороженная пешеходная набережная с красивым видом на реку и подсвеченным гербом города, где можно сфотографироваться.
Подробности о посещении, а также новости и красивые фото с узкоколейки можно посмотреть в группе Музея железной дороги в соцсети. Например, там сейчас запустили уникальный открытый вагон со стеклянным полом.
Если вам понравилось, подписывайтесь на мой канал и ставьте лайк, буду вам очень признателен!
А также читайте другие мои посты