Причиной написания данного поста стали недавние события в Казахстане, которые натолкнули меня на следующие мысли.
Я убежден, что опираясь на опыт наших предшественников мы можем делать выводы о будущем. Но некоторые не хотят смотреть правде в глаза.
Например возьмём ситуацию в 1901 году. Уже седьмой год правит Николай II. Этот правитель не отличается одаренностью и стремлением проводить какие-либо преобразования. Он искренне верит, что власть ему дана богом. Он верит, что лишь самодержавие способно сделать Россию сильной, ни о какой конституции он слышать и не хотел. Он не готов прислушиваться к мнению общественности, слово "Интеллигенция" он хотел бы вычеркнуть из словаря. Николай готов прислушиваться только к близким, которые сильно влияют на его решения. Царь набожен и суеверен, он искренне боится масонов.
В России же все сильнее обостряется аграрный и рабочий вопросы. Крестьянам трудно выкупиться, крестьянская реформа Александра II не завершена. Даже после выкупа крестьяне остаются разоренными. Им приходиться наниматься к бывшим помещикам или к более удачливым соседям. Многие уходят работать в города на заводах за копейки. Условия на заводах далеки от совершенства. Свои проблемы рабочие и крестьяне решить не могут, т.к. их политические права ограничены. В Российской империи официально нет сословного разделения, но пережитки прошлого не оставляют общество. Многие светлейшие умы отечества уезжают на "загнивающий" Запад, где они востребованы. Уезжают туда по политическим соображениям. Например один из величайших историков, Павел Николаевич Милюков, после освобождения из заключения в России уехал на Запад, где преподавал историю России. Еще он активно занимается политической деятельностью, он вступает в Союз освобождения, нелегальную политическую либеральную организацию.
4 марта 1901 года студенты выходят на демонстрацию у Казанского собора в Петербурге. Студенты требовали возврата «академических свобод» и протестовали против «временных правил» 1899 года, позволявших, в частности, отдавать в солдаты студентов, обвиненных в антиправительственной деятельности. Эти события застал Максим Горький, который писал В. Я. Брюсову:
"Настроение у меня - как у злого пса, избитого, посаженного на цепь... Я, видите ли, чувствую, что отдавать студентов в солдаты - мерзость, наглое преступление против свободы личности и идиотская мера обожравшихся властью прохвостов..."
Это не единственный случай, студенты не первый раз выходят бороться за свои права. Студенты это будущее России, они образованы, у них есть свои политические взгляды, их не подкупить имперскими идеями государства.
Пока в Петербурге казаки нагайками разгоняли митинг, за границей радикалы решают бороться с правительством посредством террора. Через год после подавления митинга убивают Министра внутренних дел, Дмитрия Сергеевича Сипягина. Организовали убийство представители новообразованной Партии Социалистов-Революционеров. Еще через два года они убивают следующего главу МВД, Вячеслава Константиновича фон Плеве. На смену консервативному Плеве приходит более "либеральный" Пётр Дмитриевич Святополк-Мирский.
Более умеренные, либеральные круги и интеллигенция, просто негодуют, они пытаются донести до правительства необходимость реформ через прессу. Представители Земств (Земства — выборные органы местного самоуправления в империи) надеются на нового более лояльного Министра внутренних дел. В 1904 созывается Земский съезд, благодаря Мирскому съезд был одобрен царем. Члены съезда вырабатывали резолюцию, в которой хотели потребовать от царя свобод, парламента и т.п. . Царь был раздражен этим событием, в итоге главу МВД отправили в отставку. Царь не желать слушать требования народа и интеллигенции. Он готов был слушать Победоносцева, но не светлейшие умы государства.
Параллельно лидер профсоюзного движения в Петербурге, священник русской православной церкви Георгий Аполлонович Гапон, решает с помощью рабочих профсоюзов начать протесты. В январе 1905 года начинаются стачки на Путиловском заводе, за Путиловским заводом последовали стачки на других заводах. Затем Гапону приходит в голову передать лично императору петицию с требованиями рабочих.
Шествие назначено на воскресенье, царь знал о нем, но он не прибыл в Зимний дворец. 22 января толпа рабочих со своими семьями отправились с петицией к Зимнему дворцу. Толпа не знала, что император не в Петербурге. По безоружным войска открыли огонь. В народе это воскресенье назвали Кровавым. Началась Первая русская революция.
Таким образом мы видим, как нежелание правительства идти на диалог с общественностью, как игнорирование проблем в государстве приводит к печальным последствиям. Надеюсь мы будем учиться на своих ошибках.