Ровно 100 лет назад, в 1922 г. на экранах появился хоррор Фридриха Мурнау - "Носферату, симфония ужаса".
Этот фильм незаконно основан на романе Брема Стокера "Дракула". В нем практически полностью повторяется сюжет книги, только главного героя зовут не Дракула, а Орлок.
"Носферату, симфония ужаса" нагло присовил себе литературную основу. За это его создатели даже попали в суд, их обязали уничтожить копии фильма. Но это не мешает этой картине оставаться не только первой экранизацией о Дракуле, но и до сих пор считаться одним из лучших произведений.
А все потому что гениальный Фридрих Мурнау щедро обогатил свой сценарный плагиат уникальными режиссерскими приемами и гениальной актерской игрой.
Этот фильм доказал, что необычный, устрашающий облик чудовища - это самое главное для фильмов ужасов. Роль графа Орлока в "Носферату, симфония ужаса" сыграл Макс Шрек. Он создал неповторимый и действительно жуткий образ вампира - не моргающий застывший взгляд, лысый, скрюченный человек с семенящей походкой, утонченными движениями рук, скованным телом и приоткрытым ртом. С помощью минимального грима и черного пальто Макс Шрек даже спустя 100 лет вызывает у зрителей неприязнь, неподдельное отторжение и страх. В этом фильме устарело многое, но не граф Орлок. Он будто реальный вампир вполне реалистичен и в прошлом столетии и в нашем времени. (В 2000-м году даже вышел фильм "Тень вампира", обыгрывающий идею, что Макс Шрек так искусно сыграл вампира потому что в реальности им и был).
До сих пор когда кинематографистам нужно создать образ древнего вампира, они обращаются именно к образу Макса Шрека из этого фильма. Когда в 1931 г. Голливуд снимал свою версию "Дракулы", внешний облик Бэлла Лугоши многое перенял у Макса Шрека. А оттуда он стал частью массовой культуры.
Граф Орлок появляется в фильме лишь на 20-х минутах повествования и за весь полуторачасовой фильм находится в кадре всего 9 минут. Вспомните практически любой понравившийся вам современный хоррор и вы осознаете, что там тоже чудовище заставило себя долго ждать и совсем ненадолго появлялось в кадре.
Фридрих Мурнау - величайший мастер киноэкспрессионизма. Его "Носферату, симфония ужаса" - это кладезь оригинальных находок, которые кинематографисты со всего мира используют в своих фильмах по сей день.
Мурнау стал первым, кто придумал и показал, что вампиры боятся дневного света - этого не было в книге Брэма Стокера. Но с легкой руки режиссера стало каноном и правилом, которое оговаривается во всех фильмах и сериалах о вампирах.
Для того, чтобы показать оборотня, ограниченный в бюджете и возможностях грима режиссер, снял гиену. Стоит ли говорить, что спустя 100 лет практически все оборотни у кинематографистов похожи именно на это существо?
То, как Фридрих Мурнау использовал контраст света и тени, как он концентрировал внимание зрителей на неспешных движениях жутких рук вампира, как применял "эффект рамки", постоянно помещая своего героя в дверные проемы, арки и границы ворот - все это служит вдохновением для кинематографистов всего мира уже 100 лет.
Так как технологии в 1922 г. не позволяли снимать кино по ночам, умелое тонирование пленки позволило Фридриху Мурнау четко разграничивать ночь, день и утро. Свет и цвет в этом совсем не черно-белом фильме играют огромную роль.
"Носферату, симфония ужаса" по праву считается одним из лучших фильмов в истории кино. Да, это устаревший немой фильм. Мало кто сейчас смотрит немые фильмы. Наверняка и вы не можете сказать, что посмотрели много таких лент. Но "Носферату, симфония ужаса" один из тех шедевров старого кино, который безусловно достоин просмотра.
Тем более в год столетия картины ее просмотр - это отличный повод оценить насколько сильно кино эволюционировало технически и художественно, а также насколько осталось неизменным с точки зрения воздействия на чувства зрителя.
Смотрели? Делитесь впечатлениями в комментариях.