Пожалуй, стоит рассказать, как я познакомился с каракури и какое место в моей жизни занимают они сейчас…
Хочу сразу предупредить: я рассказываю о событиях с моей точки зрения. Возможно, что на самом деле всё было совсем иначе.
Я работаю инженером-технологом на АО «ПО Электрохимический завод», г. Зеленогорск. Который, в свою очередь, входит в топливный дивизион «ТВЭЛ» госкорпорации «Росатом».
За пару лет до того, как Росатом создал свою производственную систему (ПСР), взяв за основу производственную систему Тойоты, мой коллега, Сперанский Михаил, познакомил меня с TPS. Мне всегда были интересны различные системы менеджмента, позволяющие упростить работу персонала и улучшить качество продукции. TPS легко вписалась в мою систему мировоззрения и производства. Впрочем, уже тогда было понятно, что нельзя слепо копировать у японцев их идеи, не переработав их творчески, с учётом реалий родного производства и национального менталитета…
И вот на дворе уж 2019 год. Росатом с разной степенью успешности обучил персонал азам ПСР, а некоторых – так даже более сложным инструментам.
Весной меня вызвал начальник цеха, Гилёв Александр Николаевич:
- «ТВЭЛ» набирает группу на обучение каким-то каракурям.
- Не харакири?
- Вроде нет. Обучение в Москве, через неделю. Поедешь?
- Да не вопрос.
Беглый поиск информации немного прояснил ситуацию: из предложенных простых материалов надо придумать и собрать конструкцию по техническому заданию. Если играли в компьютерные игры «Заработало!» или «Самоделки», то сразу сможете понять, о чём шла речь. Если в детстве мастерили во дворе катапульту – считай, зачёт по предмету. Если учились на инженера-проектировщика – ну, вы поняли, да?
В АНО «Корпоративную Академию Росатома» от завода в эту группу отправили двоих – меня и Гордеева Дмитрия.
Обучение начальным премудростям каракури проводил Егоров Юрий. Задание было несложным: бильярдный шар нужно было переместить по нескольким точкам, на разной высоте. Дополнительное условие – после завершения работы механизма должен был остаться свободный проход. Естественно, на траектории движения шара. Из тех ребят, кто проходил обучение (а нас было человек 12) запомнился Дима Зыков, талантливый паренёк из «Электрохимприбор», г. Лесной. Так сложатся звёзды, что мы ещё не раз с ним пересечёмся в дальнейшем…
И там же я впервые познакомился со Стрекозовым Андреем.
Вернувшись в родные пенаты, через некоторое время я узнал, что из тех, кто проходил обучение, будет сформирована команда для участия в демонстрационной компетенции на Атомскиллс-2019. Помимо нас с Гордеевым Димой, в её состав вошли Вячеслав Белокопытов и, в качестве эксперта-компатриота, Магеров Евгений. Они прошли обучение по каракури чуть раньше нас.
Здесь сделаю небольшое отступление и расскажу вам про Атомскиллс.
Всё началось, как обычно, на Западе: агентство развития профессиональных навыков Worldskills начало проводить соревнования среди студентов и учащихся колледжей по компетенциям в рабочих специальностях, по собственной методике. Существовало возрастное ограничение участников – 22 года (но это не точно!). Естественно, подобные конкурсы существовали со вполне конкретными целями – во-первых, пропаганда популяризации рабочих специальностей среди учащихся, а во-вторых, большие дядьки (читай - работодатели) искали для себя талантливую молодёжь. Одной из особенностью методики Worldskills является использование экспертов-компатриотов. Кто это и какая их роль на чемпионате – поговорим в другой раз.
Есть расхожая фраза: что происходит в США, через три года происходит в Европе, а через семь лет – в России. Не удивительно, что через некоторое время движение Worldskills возникло и у нас. Но, с национальными особенностями: крупные корпорации и предприятия решили участвовать, ведь это отличный способ помериться – у кого специалисты круче! Первым делом подняли верхнюю планку возраста участников, затем убрали совсем. Росатом создал свои соревнования – Atomskills (которые, на мой взгляд, стали более масштабными и зрелищными, чем проводимые Worldskills Hi-Tech. Несмотря на то, что там участвуют такие крупные и не очень работодатели вроде РЖД, Ростех, Роскосмос, Сибур, Евраз, ТМХ и прочие).
К тому моменту, напомню – 2019 год, проходил уже IV ежегодный конкурс Atomskills, где было свыше 30 компетенций для участников. Традиционное место проведения – Экспо-центр, г. Екатеринбург.
Впервые прозвучало название будущей компетенции – «Инженерное мышление. Каракури», главный эксперт компетенции – Ермаков Тимофей Викторович, заместитель главного эксперта – Егоров Юрий Владимирович. Т.к. компетенция демонстрационная, то и никаких предварительных отборочных этапов не проводилось, участвовали все желающие из Росатома. И, так уж повелось, что наша компетенция – одна из самых многочисленных на Атомскиллс.
Конечно, практически ни у кого из участников не было соревновательного опыта, эксперты тоже особо не понимали, какую роль они играют на соревнованиях. Но уже тогда царила особая атмосфера – среди участников складывались не столько сопернические, сколько дружеские отношения. Зарождалось новое сообщество-каракуристов, людей, увлечённых своим хобби. Почему хобби? Да потому, что на предприятиях о каракури знали считанные единицы, явление не стало массовым (да и сейчас ситуация не слишком поменялась в лучшую сторону…). Многих ребят я знаю как раз с тех соревнований: команду-победительницу в составе Пойлова Александра, Мещерякова Сергея, Мышкина Дмитрия с экспертом Ивановым Сергеем (ЧМЗ, г. Глазов), Зыков Дмитрий, Веденьков Алексей, Шуклецов Владислав (ЭХП, г. Лесной), Шамшурин Михаил (Смоленская АЭС), Серебряков Алексей и Кругов Алексей (АЭХК, г. Ангарск) и другие, простите уж кого не упомянул…
А вот среди экспертов такого единства не наблюдалось, кое-кто даже друг с другом не разговаривали после соревнований.
Конечно, соревнования проводились впервые, и было много огрехов в организационной части, но главного удалось добиться – компетенция громко заявила о себе. И это не фигура речи – на презентациях команд было очень много зрителей (о, благословенные доковидные времена!), которым запомнились причудливые устройства, построенные неопытными (кхе-кхе!) руками.
Кстати, успехи нашей команды были скромными, зато эмоций у всех было – через край!
Следующий, 2020й, год запомнился новой пандемией и дистанционным форматом проведения конкурса. Я не приветствую соревнования по интернету, поэтому и не участвовал. От ЭХЗ участвовала новая команда: Потиха Эдуард, Шпорт Павел и Юринский Олег. Экспертом выступил Белокопытов Слава, который к тому моменту уже перешёл на работу в ПСР-отдел. Даже не припомню, кто выиграл те соревнования…
Год 2021… И для меня всё поменялось.
Так, на сегодня всё. Продолжение – в следующей статье.
До новых встреч,
Б.В. Качурин.