Найти тему

Страх публичных выступлений. Правда которую не раскажут

Оглавление

В этой статье вы узнаете всё про страх публичных выступлений, его причинах и способах преодоления.

Каждый человек - участник игры с тремя переменными: Биология (наше тело), психика и социум.

Разбирая такую тему, как страх я буду исходить из данной теории, которую визуально представим в виде треугольника

Био-психо-социальная(БПС) модель человека, в которой три переменных формирует человека как личность.
Био-психо-социальная(БПС) модель человека, в которой три переменных формирует человека как личность.

Биология(тело) и психика(мозг) взаимодействуют с окружением в виде социума. Изначально от рождения они находятся в гармонии друг с другом.

Проблемы начинаются тут, когда возникают конфликты между этими тремя переменными:

Конфликт психики и биологии

Этот конфликт возникает, когда психика человека даёт неадекватную оценку своих биологических возможностей и особенностей, в публичных выступлениях конфликт можно описать следующим образом: Он не достаточно хорош. В нем мне нет никаких данный, чтобы выступать. Он от рождения не способен выражать свои мысли. Он незначителен в этом мире. Он чувствует себя мужчиной в теле женщины.

Здесь и далее, к публичным выступлениям можно отнести ведение социальных сетей (прямые эфиры, сторис, видео, писать тексты в массы ), разговоры по телефону, особенности работы, где необходимо выстраивать коммуникации с группой людей. Стресс от знакомств и новых компаний.

Конфликт биологии и социума

Возникает при сравнении себя с окружающими, какие-либо выделительные особенности тела, несоответствие тела с общепринятыми "стандартами" в обществе. Например в публичных выступлениях это выражается в следующем: Оратор считает себя слишком некрасивым, чтобы выступать перед людьми. Или слишком толстым/худым/сутулым. Словно человека не примут на сцене таким, какой он есть на самом деле (Мысли выступающего)

Здесь, мы можем сделать вывод, что часть людей уже рождается с дефектами, а значит имеет врожденный био-социо конфликт (Например, ребенок в инвалидном кресле, будет вынужден приспосабливаться с рождения)

Конфликт психики и социума

Встречается также часто, как и два предыдущих конфликта, он возникает при достижении чужих целей (мама отправляет учиться на инженера, тогда как ребенок хочет стать пилотом, но идет на инженера), когда нарушаются личные границы и человек подвержен внешним манипуляциям. В выступлениях: Он не сможет ответить на вопросы, которые зададут в зале/подписчики в прямом эфире. Когда возникает страх, что будет выглядеть смешным. Также когда человек не желая поддерживать дальнейшие взаимоотношения с публикой, вынужден общаться с людьми.

Вышеперечисленные конфликты оказывают наибольшее влияние на формирование страха перед публикой вплоть до панических атак. Но возникает вопрос, если предположить, что БПС с рождения находится в гармонии друг с другом, то когда возникают эти конфликты и какие факторы на них влияют? Разобрав причины, вы сможете лучше понять как разобраться в собственном состоянии

БПС стремится к удовлетворению целей и потребностей, вырабатываемых тысячелетиями для блага человека

Основные потребности человека как вида

Выживание, если несколько сотен лет назад предки человека охотились и окультуривали растения для удовлетворения потребности в еде. Вели кочевой образ жизни или оседали в определенных местах, им необходимо было обеспечить безопасность себя, своего потомства и жильё.

  • За эти сотни лет мало что изменилось в потребности к выживанию, кроме как добавилась важная переменная в виде денег, которые являются самостоятельной единицей оплаты труда и обмена на ту же еду, безопасность и жильё.

Вторая потребность заключается в создании отношений и семьи, человек как вид не может быть одиноки и ему важно продолжить своё потомство. Достижение этой потребности подразумевает, что предыдущая в выживании полностью удовлетворена. В случае когда это не так (Нет собственного жилья или невозможность обеспечения своей семьи) возникает сильнейшая стрессовая ситуация, где человек вместо создания семьи пытается выжить, разрушая тем самым свои отношения.

Занять определенное место в иерархии для облегчения доступа к еде и размножению, а также обеспечению лучшей безопасности, это про доминирование - третья потребность, которая является наивысшим приоритетом человека, но важно учитывать тот факт, что невозможно перепрыгнуть две предыдущие ступени и сразу задоминировать. Когда же такое случается, то происходит БПС-конфликт, человек в последствии сложно справляется с угнетением своего эмоционального состояния (перегоранием).

Когда человек, который столкнулся с проблемой публичного выступления ему важно понимать, что потребности удовлетворяются при достижении определенных целей, когда этого не происходит, то:

  1. Нет энергии
  2. Неуверенность в себе и своих возможностях
  3. Люди вокруг начинают раздражать, в том числе и самые близкие
  4. Запланированные дела делаются с трудом, саботажем и внутреннем сопротивлении

Можете ли вы эту черную полосу превратить в белую? Да, поэтому давайте разберём следующую тему.

Почему цель легко выступать на публике и чувствовать себя уверенным не достигается?

Человек не сможет самостоятельно(или сможет, приложив намного больше усилий) достигнуть поставленной цели легко говорить при условиях:

Цель не соответствует потребностям, когда человек задает себе вопрос "Зачем я буду выступать публично" и не может дать себе ответ. Возможно этого хотят его близкие или начальство, но не сам человек.

Не закрыты предыдущие потребности. Согласитесь сложно вещать со сцены или в сторис о семейном благополучии, когда человек находится в бракоразводном процессе.

Не достаточно навыков и компетенций, чтобы выступать на выбранные темы, возникает естественное волнение, которое будет мешать поставленной целе.

Ограничивающие убеждения:

  • В результате психотравм, например часто случается, что ребенок в детском саду описался на виду у других детей и воспитателя, сама ситуация травмирующая, плюс если вдруг засмеяли, то подсознательно эта ситуация записывается как стыдливая и всячески старается избежать повторения.
  • В результате обуславливая, зачем человеку стараться и выходить в эфиры, когда ниша уже давно занята? Это процесс обуславливания
  • В результате воспитания, например , когда ребенку с детства внушают смотря телевизор, что все они (люди с экрана) воры, бездельники и так далее. Или же родители подверглись девальвации рубля, хотя политики, которые вещали в телевизоре обещали, что такого не произойдет (Подрыв доверия). Убеждений, возникших в результате воспитания много, их мы разберем в другой статье.
  • Когда убеждения не проверены в реальности, например человек считает, что его засмеют, что он не интересен людям или его информация, хотя ситуаций, где он мог бы проверить эти убеждения не возникало.

Компенсаторные стратегии, когда человек занимается чем угодно, чтобы избежать ситуации с выступлениями:

  • Покупать. Пройти множество курсов ораторского мастерства, Инстаграм гуру или же гигабайты закачанной информации со складчин, со словами "Как только я всё пройду и освою, смогу выступать перед людьми"
  • Развлекать. Он будет вещать условным трём людям, которым он нравится, будет их развлекать лишь бы не идти в публичные выступления.
  • Угождать. Этот человек будет делать абсолютно всё, чтобы понравится аудитории. Проведет множество опросов, полностью узнает все потребности, готов будет на это потратить месяцы и годы, чтобы абсолютно готовым выйти на сцену.
  • Достигать. Когда необходимо добиться повышения, но страх социума его пугает и мешает в достижении цели.

Психологические защиты, они возникают на любом из этапов выше, чаще образуются из психотравм или при не достижении потребностей и целей.

  • Подавление. Когда человек подавляет в себе потребности, цели, эмоции. Например он готов полностью скрыть свои эмоции, зарыть таланты и не показываться, чтобы его не отравили на конференцию, хотя, возможно именно он знает тему лучше остальных.
  • Отрицание. Такой человек может отказываться верить в компетентность своих знаний и умений, отказывается верить в аудиторию и то, что он ей будет интересен
  • Избегание, как яркий пример поведения человека, который не хочет выступать на сцене, для него становится намного проще сбежать от всех ситуаций, которые этому способствует. Даже пожертвовать новыми знакомствами.

Всё это ведёт к возникновению эмоций

Эмоция - способ психики регулировать цели и потребности

Когда человек делает что-то, что его отдаляет от выживания, размножения и доминирования – он испытывает негативные эмоции.

Когда человек делает что-то, что его приближает к выживанию, размножению и доминирования – он испытывает позитивные эмоции, которые вырабатывают в качестве награды дофамин, серотонин и другие гормоны.

С точки зрения эмоций, как способ регулирования психики, то и негативные и позитивные эмоции одинаково полезны.

Негативные эмоции говорят: "Ты делаешь что-то не так, измени ситуацию"
Позитивные эмоции говорят: "Ты делаешь всё правильно, продолжай выполнять это"

Если с позитивными эмоциями ясно и радость нам сообщает важную информацию, что всё идет как надо, то вам важно понять, о чём на самом деле говорят ваши негативные эмоции.

8 эмоций мешающих коммуникациям и публичным выступлениям

  1. Страх – он всегда сообщает о необходимости восстановить свою безопасность. Пример: На сцене опасно находится, так как это угроза моему авторитету (Про доминирование) и поэтому необходимо избежать сцены.
  2. Стыд – эмоция, которая сообщает что необходимо стать кем-то значимым, что с тобой что-то не так, чтобы не выгнали из общество. Пример: Если у меня не получится связать двух слов на публике, то я стану изгоем и со мной не заключат новый контракт.
  3. Вина – говорит, что человек нарушил границы окружающих, поступил с кем-то не справедливо и справедливость необходимо восстановить. Пример: Своими высказываниями я могу навредить человеку. Обидеть коллегу, вместо которого отправили на выступление. Обидеть родителей, наперекор которым пошел в это направление.
  4. Обида – когда с тобой поступили несправедливо. Пример: Выступающему могут нагрубить или высказать мнение, что в теме он не профессионален, что человек не достоин этого.
  5. Одиночество – призывает к созданию значимых отношений. Пример: Считает себя не интересным для людей, что нет поддержки от близких, убежденность, что даже знаменитые остаются одинокими или это может мешать поиску своего партнера.
  6. Грусть – говорит, что пора перестать страдать о потере и необходимо компенсировать чувство потери. Например: Я могу потерять больше, чем имею.
  7. Скука – сообщает, что необходимо заняться чем-то значимым в жизни. Например: Специалист считает свои высказывания незначительными, малозначимыми, никому не интересна тема или человек как мастер в своем деле. Отсутствие ораторского мастерства.
  8. Злость – необходимость нейтрализовать боль, восстановить границы и возникает, когда цели не достигаются. Например: Я не смогу собрать аудиторию и донести до людей свои мысли или продать. Когда он станет знаменитым, то все будут всё знать и никакой личной жизни.

Когда эти эмоции не прорабатываются или человек пытается их зажать в себе, возникает фрустрация – разочарование в себе и/или выбранной сфере деятельности и панические атаки.

Паническая атака перед сценой – следствие не проработанных выше эмоций.

Как убрать страх сцены

-2

Общие рекомендации сводятся к тому, чтобы переключить своё внимание со страха на другое, например представить людей голыми, но, как вы уже поняли из статьи, так как причины более глубокие, то и техники работы должны быть непосредственно направлены на решение проблемы. Для этого необходима работа с психологом, а вот то, что вы можете сделать непосредственно перед сценой и за день до этого, чтобы быть полностью уверенными в своих возможностях и никакие эмоции вам не помешали бы в выступлении.

Поставьте цель, для чего вам необходимо выйти на сцену/записать видео/напечатать текст по алгоритму ниже

1. Подумайте о том, чего бы вам хотелось достичь от выступления(Цель не должна содержать ресурсы, к ресурсам относятся деньги, время и далее, только четко сформулированный итог). Запишите итог в тетради от руки (Очень важно использовать мелкую моторику своих рук, таким образом мы лучше взаимодействуем с подсознательным через нервную систему). Это очень важный пункт, ведь когда бесцельно выходят на сцену, это вызывает сильный уровень стресса, который негативно влияет на результат.

2. Что вы можете сделать для достижения этой цели (Пропишите также от руки что вы можете делать, какие действия предпринять которые зависят только от вас)

3. Пошагово в деталях описать план достижения цели

4. Закройте глаза и представьте, словно вы уже достигли этой цели, как вы поймете что достигли её, что увидите, почувствуете, попробуете на вкус или увидите когда достигните своей цели, вдохните в себя успех от достижения этой приятной цели

5. Какие ресурсы вам помогут в достижении этой цели. Прописать от руки, это могут быть связи, время, деньги, знания и так далее, у каждого свои ресурсы

6. Посмотрите на шаги в достижении цели, разбейте их на маленькие отрезки, которые легче достичь, поверьте, от достижения этих шагов будет большой стимул к достижению самой желанной цели

7. Проверьте, достижение этой цели может ли кому-то навредить, если таких людей нет, то вот ваша цель уже поставлена и расписан примерный план её достижения

Повторить пункты 1-7 для каждой новой цели после этого, смотря на свою цель, сделайте глубокий вдох и на выдохе закройте глаза, прямо обратившись к подсознательному спросите , насколько желанна эта цель и если по телу раскатились приятные ощущения и что-то желанное появилось в ваших мыслях - будьте уверены, что выйти на сцену, зная, что будет после намного проще.

Второй шаг, примени технику, которая поможет получить ресурсы и снимет ограничения

1. Подумать о чем-то, что хотелось бы изменить (например, воспоминание где у тебя не получалось выйти на сцену) и дай ему название (например, “страх”)

2. Найти пространство, где можно пройтись (чем больше, тем лучше)

3. Найти точку в пространстве, встать на нее и начать думать обо всем (что ты видишь, чувствуешь, обоняешь, слышишь), что тревожит, связанное с воспоминанием. Соединить все эти переживания с этой точкой, словно они и точка в пространстве единое целое.

4. Как только соединил - быстро сойди с этой точки, оставив все эти образы, звуки и переживания там!

5. В свободном пространстве начни прохаживаться, дыша и чувствуя, будто ты переполнен силой и властью, экспериментируя с походкой и дыханием, чтобы усилить эти ощущения.

6. Выйдя на пик силы и власти, четыре раза пройдись по той “плохой” точке, дезинтегрировав(уничтожив) ее на кусочки (смотреть строго вперед!), разрушая отдельно что видите, слышите, ощущаете и в конце стереть всё это сразу.

7. Сохраняя силу и власть, шагнуть на точку и остановиться. Заметить, как теперь воспринимаются ощущения в этой точке. Расслабься. Представь, как теперь будешь вести себя в подобных ситуациях дальше по жизни, как ты достигаешь поставленных целей на сцене.

Эту технику ты можешь применить за день до выступления и в день, за несколько часов. Выходя на сцену войди в состояние силы и власти и такой походкой выйди на сцену и сохраняя это состояние продолжай вести словами людей за собой!

Если статья была полезна и есть желание полностью убрать страх за 8 сессий, запишись на бесплатную стратегическую сессию и пойми причины твоего страха сцены по ссылке
А также подпишись на
телеграм канал