Перед каждым выдающимся, великим артистом рано или поздно встает вопрос – кто займет мое место после моего ухода?
Кто-то заинтересованно приглядывается к молодым, талантливым исполнителям, кто-то задумывается о серьезных, масштабных проектах, типа, основания своей собственной школы исполнительства во главе с собой после официального окончания творческой карьеры, ну, а кто-то видит свой уход в страшных снах и гонит от себя саму эту мысль.
Не будем говорить о последних, скажем только, что думать в хорошем смысле слова о своих преемниках может только артист, беззаветно любящий жанр искусства, которому он посвятил свою жизнь, озабоченный развитием этого вида творчества, как говорится, любящий искусство в себе, а не себя в искусстве!
Еще на заре Советской власти бывшая заслуженная артистка Императорских театров Евгения Ивановна Збруева мечтала о создании собственной певческой школы. У нее были планы осуществить большую поездку по российской провинции, отобрать наиболее талантливых молодых людей, страстно увлеченных пением, привезти их в Москву и заняться их обучением. Через несколько лет они должны были стать опорой и надеждой русской вокальной школы.
В 1921 году Е. И. Збруева выступает с докладом перед Государственным Ученым Советом и Наркомпросом, в котором излагает свою идею и выдвигает ряд конкретных предложений. Но молодой Советской республике в те годы было не до певческих академий, и прекрасным идеалам Евгении Ивановны было не суждено воплотиться в жизнь.
О похожих планах и замыслах мне лично рассказывали народные артистки России Александра Стрельченко, Алла Баянова. Мой дорогой педагог, у которой я в свое время учился пению, профессор Московского Государственного института музыки им. А. Шнитке Маргарита Васильевна Шадрина подробно излагала мне свой замысел: «Когда я выйду на пенсию, хорошо бы снять помещение с инструментом, нанять концертмейстера, подыскать талантливых голосистых учеников и начать с ними заниматься! Не будет надо мной никаких начальников, никто не будет говорить мне, как и что надо делать, и вот тогда!!!…»
«И вот тогда воспрянет российская вокальная школа!» – думалось мне.
К сожалению, осуществить планы по созданию певческого музыкального учебного заведения удалось на моей памяти только одному человеку – Галине Вишневской, но я с Галиной Павловной знаком не был, поэтому подробности никакие рассказать вам, друзья, не смогу.
Зато смогу посвятить в планы Великого Карузо 1910 года.
Петербургская газета «Обозрение театров» от 23 мая 1910 года сообщала читателям, что Карузо ищет достойного заместителя:
Карузо объявил, что он готов в течение 10 лет давать необходимые средства на серьезную подготовку певца, если особая комиссия укажет ему на молодого человека, из которого может выработаться настоящий тенор. В течение этих 10 лет будущий знаменитый тенор не должен жениться, он не имеет права выступать в концертах и должен вполне доверяться «комиссии», которой подлежит сделать его «всемирным» тенором. По мнению Карузо, голос может развиваться только в Альпах (летом) и в Неаполе (зимою). «Один из величайших итальянских музыкантов уже заявил согласие вступить членом в комиссию», – говорит Карузо. Далее в состав комиссии войдут: один американец, три француза и немца.
«Я достиг небывалой славы и располагаю огромным состоянием, и решил вернуть миру часть своего избытка, подготовив тенора, который перещеголяет меня»,
– говорит Карузо.
К великому сожалению, и этим планам не суждено было сбыться!!!
Так или иначе, а официальным преемником Карузо после его смерти долгое время считался не менее Великий итальянец Беньямино Джильи.
Сам Джильи категорически отказывался от этой чести, не уставая повторять публично и на страницах прессы: «Я – не Карузо, я – Джильи и только Джильи!!!»
И он имел на это полное право – у Джильи был совсем другой голос, тембр, манера, художественные средства выразительности, темперамент … Ну, совсем все другое!!!
Их объединяла искренняя всенародная, всемирная любовь, гениальный талант и слава.
Джильи умножал свою всемирную популярность еще и за счет кинематографа. Даже в послевоенном СССР безумной популярностью пользовались «трофейные» фильмы, привезенные из поверженных Италии и Германии с Великим Джильи в главной роли!!!
Но, все-таки, жаль, что Карузо оставил свои благородные планы и так и не назначил себе преемника!!
Как считаете?
Друзья!
Не устаю напоминать про лайки (большой палец вверх!)
Жду ваших комментариев и призываю подписываться на мой канал о Разумном, Добром, Вечном!!!