Найти в Дзене
Vlad 125mmvz

Подшипники рулевой колонки Минск. Почему встречаются шарики 5,16 мм и 5,556 мм?

Вводная часть По сети и в интернет-магазинах часто можно встретить противоречащую информацию о том, какого же диаметра должны быть шарики в рулевой колонке Минска (упоминаются как шарики диаметров 5,16 мм так и 5,556 мм).
Пытаясь разобраться откуда происходит путаница, я выяснил, что ошибки нет. Дело в том, что в разное время в рулевой колонке Минска применялись совершенно разные шарики и чашки, а потому оба заявления о диаметре шариков верны.
О том, в чем же отличия этих подшипников и какие из них где применялись поведает статья... Как отличить подшипники? Подшипники 746905 (20 шариков x 5,16 мм) / Старого образца Подшипник нового образца (19 шариков x 5,556 мм) взаимозаменяемости подшипников и шариков Подшипник 746905 (далее "старого образца") и подшипник "нового образца" отличаются по форме чашек, а так же диаметру шариков и их количеству. Но посадочные размеры в рулевую колонку и на ось вилки у них одинаковы. Один подшипник можно заменить другим только полностью в сборе!
(обе чаш

Вводная часть

По сети и в интернет-магазинах часто можно встретить противоречащую информацию о том, какого же диаметра должны быть шарики в рулевой колонке Минска (упоминаются как шарики диаметров 5,16 мм так и 5,556 мм).

Пытаясь разобраться откуда происходит путаница, я выяснил, что ошибки нет. Дело в том, что в разное время в рулевой колонке Минска применялись совершенно разные шарики и чашки, а потому оба заявления о диаметре шариков верны.

О том, в чем же отличия этих подшипников и какие из них где применялись поведает статья...

Как отличить подшипники?

Подшипники 746905 (20 шариков x 5,16 мм) / Старого образца

  • Применялись на Минсках с первых образцов М1А и до 3.112.14, включительно (40-50 лет);
  • Имеют маркировку на верхней чашке: ГПЗ 7469051;
  • В подшипник помещается не более 20 шариков (5,16 мм);

Подшипник нового образца (19 шариков x 5,556 мм)

  • Начали выборочно применяться на 3.112.12, 3.112.13, 3.112.15.
  • Применялся на постоянной основе в сериях Минсков 3.113 (Лидеры) и 3.119 (М125);
  • Не имеют номера и маркировки на верхней чашке;
  • В подшипник помещается не более 19 шариков (5,556 мм);
-2

взаимозаменяемости подшипников и шариков

Подшипник 746905 (далее "старого образца") и подшипник "нового образца" отличаются по форме чашек, а так же диаметру шариков и их количеству. Но посадочные размеры в рулевую колонку и на ось вилки у них одинаковы.

Один подшипник можно заменить другим только полностью в сборе!
(обе чашки + комплект шариков)

Если в подшипнике "старого образца", рассчитанном на шарик 5,16, применить шарики из подшипника "нового образца" (5,556 мм), то получится следующая картина:

-3

Под шариком образуется большой просвет, а сам шарик начинает работать по рёбрам чашки.
Такая связка чашки и шарика недопустимы!

Какой лучше? Где взять шарики?

Сложно ответить на данный вопрос однозначно.

Подшипник "нового образца" предпочтительнее тем, что его шарики (5,556 мм) гораздо легче найти и они применяются во многих доступных для покупки подшипниках (Например: 201, 8202, 8203, 7000106, 7000107). Но, в то же время, у подшипника нет номера и при желании будет не просто купить такой же в интернет магазине опознав его по номеру. Подшипник по своему уникален.

В
подшипнике "старого образца" (наиболее распространённом на Минских мотоциклах) применяются шарики (5,16 мм) которые встречаются очень нечасто. В случае потери шариков вы обеспечите себе трудности с поиском замены. Вариантов для их поиска три:
1) найти подшипник
7000103 (зарубежный аналог 16003). Лучше брать их чуть больше, чтобы собрать полную группу шариокв, так как шарики в 7000103 так же имеют некоторый разбег по размерам;
2) попытать удачу и найти подшипник
776900 применяемый в рулевой рейке ВАЗ (Классика). Я его приобрел, но отечественный производитель решил, что ГОСТы и стандарты можно не соблюдать а потому шарики там оказались совсем не того размера, который с потолка. Так что покупать на свой страх и риск;
3) найти б/у шарики от рулевой колонки Восход 3 / Восход 3М / Сова (про остальные ЗиДы ничего сказать не могу). У них идентичные по размерам чашки и шарики.

Покупать новые подшипники рулевой колонки из интернет-магазинов (откровенный неликвид) я бы не советовал

Обоснование по разнице в подшипниках и применяемых шариках

В каталоге запчастей к классическому ММВЗ 3.112.11+ [5], отпечатанном в 2000ых годах, описываются две вилки (так как они устанавливались выборочно, в зависимости от модификации 3.112.xx). Речь о вилках старого образца (3.112) и нового образца (3.113) с алюминиевыми скользящими трубами и гофрами.

В описании к вилке старого образца есть пометка, что в роли подшипника ставился как старый подшипник 746905 (M1A-3001105), так и новый подшипник, именуемый в каталоге как "Шарнир рулевой" (3.112.12-300005). И именно к нему приводится информация о диаметре шариков 5.556 мм; в то время, как для подшипника 746905 (M1A-3001105) в каталоге нет никаких указаний.
Однако, артикул М1А-ххххххх говорит нам о том, что данная запасть совместима со всеми моделями вплоть до М1А. Иными словами она не менялась 40-50 лет.

Все это и вводит в заблуждение при использовании каталога для ММВЗ 3.112.11+ [5]. В котором описывается два подшипника (старый и новый) а информацию о шариках приводят только к новому подшипнику.

На самом же деле, на вилке старого образца, укомплектованной подшипником 746905 (M1A-3001105) согласно спецификациям подшипника используются шарики 5,16 мм в количестве 40 шт. (20 шариков на подшипник) [
1]

В каталоге запчастей ММВЗ-3.113.5 Лидер [6] уже фигурирует только одна вилка и никаких вариаций по подшипнику не имеется.
Вилка комплектовалась подшипником названным "Шарнир рулевой" (3.112.12-300005) вместе с увеличенными шариками 5,556 мм в количестве 38 штук (19 шариков на подшипник).

Лишнее тому подтверждение: руководство по эксплуатации ММВЗ 3.113.5 "Лидер" [9] в котором снова упоминаются шарики диаметром 5,556 мм в количестве 19 штук на подшипник. Что исключает версию о том, что в каталоге запчастей имеется ошибка.

В каталоге запчастей ММВЗ 3.119 (М125) [7] так же фигурирует подшипник рулевой колонки с увеличенными шариками под 5,556 мм.
При том, номер детали так же дает отсылку к 3.112.12 с которого, по-видимому, и началось постепенное применение новых чашек и увеличенных шариков в подшипнике рулевой колонки.