В прежние времена на Святой Горе Афон в ксенофонтском скиту в каливе Успения Пресвятой Богородицы жил один послушник, который имел большую ревность к духовному. Он постоянно убеждал своего старца дать ему благословение пойти подвизаться одному в пещере, которая была над скитом.
Старец же, зная, что послушник не готов к такой аскезе, воспрещал ему, говоря: «Когда ты будешь готов, я дам тебе благословение подвизаться в пещере». Однако послушник не внимал старцу. Всё чаще и чаще он просил его дать ему такое благословение.
Наконец, после многих убеждений, старец уступил и благословил его идти, куда хочет. Вне себя от радости, послушник собрал свои немногие вещи, взял инструменты для резьбы по дереву (это было его рукоделие) и отправился в пещеру.
Придя туда, он разложил свои вещи, прочитал вечерню, повечерие и лёг спать. Однако, вскоре его разбудил странный шум. Послушника охватил ужас, и он начал молиться. Но шум продолжался, и ужас овладевал послушником всё больше и больше.
Будучи не в состоянии терпеть этот страх, он нащупал спички и зажёг лампу. Тогда в изумлении он увидел, что шум, который его так напугал, производили мыши, забравшиеся в коробку с инструментами, куда он положил недоеденную лепёшку.
«Несчастный! — подумал тогда послушник. — Так ты, оказывается, мышей боишься? А представь теперь, если бы это были не мыши, а бесы?»
И вот, придя в себя, послушник собрал свои вещи и возвратился к своему старцу. Он попросил у старца прощения и, оказывая ему послушание, провёл прочие годы своей жизни в каливе своего пострига, где и отошёл ко Господу.
Из нашей книги «Новый афонский патерик»