Найти тему
Из точки А в точку Б

Несколько стран устроили масштабное обновление поездов. Вот как там теперь

Оглавление

В 2021 году о масштабном обновлении подвижного состава заявляли Индия, Португалия, Польша и другие страны. А ещё многие стали переходить на собственное производство ж/д техники — даже если последний раз в государстве выпускали свои локомотивы ещё в прошлом тысячелетии.

Рассказываем подробнее, где что поменяли, — может, и нам пригодится.

Поезда в Португалии
Поезда в Португалии

Португалия: полторы сотни новых поездов до 2029 года

Крупнейшую в истории страны закупку железнодорожного подвижного состава анонсировали в Португалии.

План:

  • 62 новых городских электропоезда;
  • от 55 до 91 (обсуждается) региональных электропоездов;
  • конец 2022 года — выбор поставщика, 2026–2029 гг. — поставки новых поездов;
  • сумма закупки — 819 млн евро (70,2 млрд рублей)
  • 25% денег — с углеродного налога для самолётов, морского и речного транспорта, 75% — за счёт европейских фондов.

Ещё власти планировали закупить 12 скоростных (от 250 км/ч) поездов дальнего следования, но пока нет официального подтверждения о заказе.

При этом в Португалии нет своих производителей ж/д техники.

Поэтому в условиях конкурса сказано, что предпочтение будет отдано поставщикам, готовым локализовать производство в стране.

Польша: планируют заменять вагоны сотнями

Поезд в Польше
Поезд в Польше

Польский пассажирский перевозчик PKP Intercity опубликовал план на 10 лет, до 2030 года включительно.

План:

  • 38 двухэтажных вагонов push-pull, 500 новых обычных вагонов для скорости 200 км/ч, модернизация ещё 500 старых вагонов;
  • 105 электровозов, 16 гибридных локомотивов;
  • 5 млрд долларов (371,5 млрд рублей) за 2021–2030 гг.

При этом на долю PKP Intercity приходится около 14,5% всех железнодорожных перевозок Польши, это не госмонополия.

Для сравнения: в 2018 году компания потратила на закупку нового подвижного состава 7,7 млн долларов + 49 млн на модернизацию имеющегося , в 2019 году — 14 млн на закупку + 110 млн долларов на модернизацию.

Закупали, как правило, вагоны и локомотивы местных польских производителей Pesa и Newag, а также скоростные поезда европейских лидеров Siemens, Alstom и Stadler.

Индия: нужны невероятные 65 млрд долларов — и вряд ли из своих средств

Поезд в Индии
Поезд в Индии

В планах Индии на светлое будущее — увеличить парк грузовых и пассажирских вагонов в разы. Это даже внесли в национальный план развития железнодорожного транспорта в стране.

Но подсчёты показывают, что на все мероприятия надо более 65 млрд долларов инвестиций. И их источник пока не ясен.

План:

  • 20,7 тыс. локомотивов (и грузовых, и пассажирских);
  • 545 тыс. грузовых вагонов;
  • 72,1 тыс. пассажирских вагонов.

Плюс ещё моторвагонный подвижной состав.

Цели более чем достойные: в полтора-два раза увеличить долю железных дорог в грузоперевозках по стране, ускорить грузовые поезда с 22 до 50 км/ч в среднем, сократить затраты на треть и выбросы углекислого газа хоть на сколько-то и пр.

А что у нас?

Поезда "Сапсан" в Санкт-Петербурге
Поезда "Сапсан" в Санкт-Петербурге

В России тоже есть стратегия развития железнодорожного транспорта. Правда, свежую её версию в 2021 году утвердить так и не смогли, продолжат обсуждать в 2022. Там размашисто.

План:

  • Строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург. Для неё то утверждают маршрут, то отчуждают участки, то рисуют презентации, но строить пока никто ничего не начал.
  • Расширение БАМа, Транссиба и пр. для развития грузоперевозок.
  • Более 4,5 тыс. грузовых и 1,1 тыс. пассажирских электровозов, 2,6 тыс. грузовых и пассажирских тепловозов, 2,4 тыс. маневровых тепловозов и т.п.
  • 650 тыс. грузовых вагонов.
  • 5850 пассажирских вагонов.
  • Доля российских производителей — 92%.
  • Всё это до 2035 года.
По разным подсчётам, на достижение всех этих показателей нужно более 300 млрд рублей в год. Скорее всего — больше.

Вот с этим пока проблемы. Есть инвестиционная программа РЖД (компания вкладывает деньги в развитие), есть ассигнования из Фонда национального благосостояния, разные идеи насчёт концессий с участием частного капитала — но...