Цена решений политика – это человеческие жизни.
В экономической политике государства должна быть любовь к людям, среди которых живешь. Именно об этом буквально кричит все то, что происходит в Казахстане. Но разве это может быть? Благожелательность – да, кнуты и пряники – конечно, рациональность – ну как без нее? Но – чтобы любовь, миссия как центр политики? Послушаем Людвига Эрхарда, творца экономического чуда в Германии.
«В моей должности я вынужден выполнять… специфическое задание. Это задание сводится к тому, что необходимо заставить народное хозяйство выявить столько энергии и показать столько достижений в производительности, чтобы люди могли жить без нужды и забот, чтобы они получили возможность приобретать имущество и становиться благодаря этому независимыми, чтобы они имели возможность в большей степени раскрыть свое человеческое достоинство. Именно тогда они не будут зависеть от милости других, а также и от милости государства» («Благосостояние для всех»). Личная цель этого крупнейшего политика – бытие «без нужды и забот», семейное имущество, независимость каждого, человеческое достоинство!
И ему это удалось. А что оставил нам в наследство Ли Куан Ю, автор нового Сингапура? «Моей главной заботой было обеспечение каждому гражданину его доли в богатстве страны и места в ее будущем» (Сингапурская история). А что еще – для каждого? «Мы решили перераспределять общественное богатство не через субсидирование потребления, а через накопление собственности». Это и есть любовь к собственному трудолюбивому народу, как не раз называл его Ли Куан Ю. Он вспоминал, что еще в 1970-х годах в Сингапуре боялись пользоваться лифтами. Сегодня ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в России такой, каким он был в Сингапуре в 1993 – 1994 гг. (МВФ).
Дэн Сяопин? Вот крик его души: «Нужно прежде всего избавиться от бедности и отсталости»! Он мечтал о том, чтобы к 2050 г. ВВП на душу населения в Китае был 4 тыс. долл. США (Избранные статьи и речи, 26 апреля 1987 г.). Эта мечта уже сбылась. В 2018 г. ВВП на душу населения в Китае был 9,6 тыс. долл. (в России – около 11 тыс. долл.), по паритету покупательной способности – 16 тыс. долл. (2018 г., МВФ). Эта страна с населением около 1,4 млрд. чел. постепенно догоняет нас по уровню благосостояния и уже опередила по продолжительности жизни (больше 76 лет в Китае, около 73 лет в России).
В действенной любви в экономической политике нуждаемся и мы. Вместо холодного, вертикального управления населением как расходуемым ресурсом (с минимизацией затрат, с вечной торговлей за «кусок хлеба») – модель поведения, в центре которой поставлено рост продолжительности и качества жизни в России, любовь к своему народу не на словах, а на деле. <…>
Это, может быть, странный, идеалистический тезис, но в основе экономической политики должна быть, прежде всего, любовь к своему народу. В этом залог любого выдающегося макроэкономического успеха. Как «вбить это в голову» государственного чиновника, который, не имея собственного делового опыта (сплошь и рядом), считает всех, кто в бизнесе, «негодяями», желающими «увести, вывезти, обойти закон», а всех остальных – массой просителей, которым вечно что-то нужно и которых нужно понуждать – и только так — к правильному поведению, «загоняя» в добросовестный труд по нормам, известным только аппарату? Вся система регулирования настроена на то, что ее объектом является не «человек действующий», а вороватый, уклоняющийся человек, который, к тому же, хотел бы всегда выклянчить свой кусок в торге с государством.
Так или иначе, другого выхода нет, когда каждый. принимающий решения в макроэкономической политике, должен понимать, что цена его решений - это человеческие жизни, отнятые или сохраненные.
На основе моих статей в "Российской газете" и книги "Правила неосторожного обращения с государством"
Профиль автора в соцсети: https://www.facebook.com/yakov.mirkin