Доброго времени суток! Сегодня мы поговорим о направлениях и темах итогового сочинения. Для начала нужно разобраться, в том какие бывают направления и темы. Начнём с направлений. Как я уже говорила в прошлой статье направлений всего пять и у каждой из них есть свой номер.
Направления:
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (направление
даёт повод для размышления. Дорога в
жизни человека бывает: воображаемой, книжной, реальной).
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия.
(направление о достижениях и рисках цивилизации, надеждах и
страхах, связанных с ее плодами).
3. Преступление и Наказание – вечная тема (преступление и
наказание, как явление социальное и нравственное, совесть и стыд,
ответственность, раскаяние, душевное противостояние).
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (направление
позволяет высказаться о произведении различных видов искусства
(литература, музыка, театр или кино, в том числе
мультипликационное или документальное, которое является
личностно важным для автора сочинения).
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные
пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем,
кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
Более подробный разбор направлений:
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
В этом направлении старшеклассник может написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев (например, как у героев произведений А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя), фантазийных перемещениях во времени и в пространстве( например, как у Стивена Кинга), о теме дороги в произведениях искусства (например, в картинах художников: И. Левитана "Владимирка", Ф. Васильев "Дорога"). Не исключено понимание дороги, как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении (т. е. дорога может означать радость от реального путешествия, когда находишься в предвкушении новых впечатлений от неизведанных для тебя мест, а так же дорога может быть духовным поиском, путём души, путём поиска смысла в каком-либо волнующем вопросе).
Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Аргументы для этого направления можно брать из художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературы, а так же из мемуаров, дневников, путевых очерков, путевых заметок и публицистики.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия.
В этом направлении старшеклассникам даётся возможность на размышления о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, даётся тема, в ходе которой ведётся рассуждение о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне пандемии 2020−2021 гг.
Темы позволят задуматься о "плюсах" и "минусах" цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий
(например, можно взять произведения Джорджа Оруэлла, Рея Брэдбери), о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества (например, как в произведениях Л. Н. Толстого, А. И. Куприна и др.)
Примеры можно брать из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы, а так же из научной фантастики, художественных произведений связанных с заданной темой, утопий, антиутопий.
3. Преступление и Наказание – вечная тема.
В этом направлении нужно анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести (например, как в произведениях И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, М. Ю. Лермонтова и др.).
Аргументы для этой вечной темы можно взять из юридической, психологической, социальной, философской литературы, а так же из публицистической, мемуарной и художественной литературы.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
В этом направлении нужно раскрыть читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, старшеклассник даёт собственное объяснение значимого для него произведения. Мотив выбора произведения, может быть, разный: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом старшеклассника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и участника итогового сочинения.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.
Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии "гражданин", об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства (например, как в произведениях И. А. Гончарова, Д. И. Фонвизина, А. Н. Островского и др.).
В этом направлении ориентир на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности старшеклассника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая свою гражданскую и нравственную позицию.
Теперь кратко поговорим о темах итогового сочинения.
Каждая тема имеет свой номер и может быть предложена в разном виде, об этом я уже говорила в прошлой статье. Легче темы, которые задаются с помощью вопроса или просто предложением. Обычно в первом, четвёртом и пятом направлении лёгкие темы. Лучше прочитать много разных произведений для ответа на темы, но можно воспользоваться универсальными произведениями, о которых я расскажу позже, как и о самих темах подробнее.
Лайфхак:
Старайтесь разнообразить произведения различными синонимами чтобы не было тавтологии ( например, В своей повести писатель ярко описывает природу Сибири. Лучше в этом случае написать-В своей повести автор ярко описывает природу Сибири)
Таким образом, я познакомила вас с направлениями и кратко рассказала о темах(подробнее будет в следующих статьях). Всем спасибо за внимание. Увидимся в следующих статьях.