Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Диалог Россия — США. Найдут ли общий язык Сергей Рябков и Уэнди Шерман на переговорах в Женеве?

За первую неделю 2022 года в мире произошло много значимых событий, но особое внимание приковано к диалогу Россия — США, который начнется вечером 9 января консультациями военных и дипломатических делегаций, а 10 января продолжится полномасштабными переговорами.

От первого этапа переговорного процесса каких-либо серьезных решений и договоров, а тем более прорывов, ждать не стоит. Это только начало выстраивания новой конфигурации безопасности в Европе и мире. Прошлые подобные переговоры происходили с конца 1960-х годов и закончились подписанием «Заключительного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе» в 1975 г., а также серией советско-американских договоров, аналог которых предстоит не один год разрабатывать не только России с США, но и с государствами Евросоюза и, возможно, с Китаем. Но это вопросы будущего. А что же произойдет уже завтра?

Здесь многое зависит от того, с чем приехала в Женеву делегация США во главе с первым заместителем госскретаря Уэнди Шерман. Требования России были представлены всему мировому сообществу 17 декабря минувшего года, а партнеры России по переговорам предоставляют только заявления для прессы, которые носят противоречивый характер: от тактики давления на Россию (угроза новыми, невиданными доселе, санкциями) до возможных значительных уступок (остановки продвижения НАТО на восток и неразмещения войск и вооружений в Европе).

Попытаемся оценить, по каким вопросам повестки дня переговоров (если они будут подняты) возможно достижение договоренностей.

В первую очередь, это достаточно обще- и обтекаемо прописанный Россией пункт о том, что «Стороны не предпринимают действий и не осуществляют мероприятий, затрагивающих безопасность другой Стороны, не участвуют в них и не поддерживают их. Не осуществляют меры в области безопасности, принимаемые каждой Стороной индивидуально либо в рамках международной организации, военного союза или коалиции, которые подрывали бы коренные интересы безопасности другой Стороны». Здесь не понятно, что имеется в виду под «коренными интересами безопасности другой Стороны», поэтому американцами будет принята эта расплывчатая формулировка, на мой взгляд, безоговорочно, как совершенно ни к чему не обязывающая.

Требование, что Штаты не должны «создавать военные базы на территории государств, раннее входивших в Союз Советских Социалистических Республик и не являющихся членами Организации Североатлантического договора, использовать их инфраструктуру для ведения любой военной деятельности, а также развивать с ними двухстороннее военное сотрудничество» может быть принято, потому что постсоветское пространство не является в настоящее время приоритетным для США. Что касается государств Средней Азии, то туда уже США опоздали, первые находятся под влиянием России, Турции и Китая.

Своим предложением к партнерам к отказу то размещения «ракет средней и меньшей дальности наземного базирования вне национальной территории, а также в тех районах своей национальной территории, из которых такие вооружения способны поражать цели на национальной территории другой Стороны» россияне предлагают США вернуться в «Договор о ракетах средней и меньшей дальности», из которого вышла администрация Трампа, что может быть принято администрацией Байдена.

Пункт «В целях исключения возникновения инцидентов Российская Федерация и Участники, являющиеся государствами-членами Организации Североатлантического договора, не проводят военных учений и других мероприятий военной деятельности свыше бригадного уровня в полосе согласованной ширины и конфигурации с каждой стороны от линии границы Российской Федерации и государств, состоявших с ней в военном союзе, а также Участников, являющихся государствами-членами Организации Североатлантического договора» является вполне приемлемым, потому что такие действия носят преимущественно демонстративный характер, а не характер прямой военной угрозы.

Теперь остановимся на заведомо невыполнимых условиях, предложенных Россией.

-2

Американцы точно не согласятся отказаться от размещения ядерного оружия вне национальных территорий, потому что это подразумевает отказ от уже созданной системы обороны в Европе и Восточной Азии, а терять ее точно не хотелось бы.

Несогласие касается и предложения отказа «от размещения своих вооруженных сил и вооружений, в том числе в рамках международных организаций, военных союзов или коалиций в районах, где такое развертывание воспринималась бы другой Стороной как угроза своей национальной безопасности, за исключением такого развёртывания в пределах национальных территорий Сторон», что вообще лишит США возможности даже думать о возрождении однополярного мирового порядка.

Пункт о выводе войск США и других членов альянса с территории новых восточноевропейских членов НАТО (тех, кто вошел в НАТО после 1997 г.) вообще не реален, ибо подрывает саму основу безопасности Организации Североатлантического договора и требует огромных уступок со стороны России и ОДКБ в случае его принятия.

Что же касается вопроса о непринятии Украины в НАТО, то он не может быть принят США из чисто имиджевых потерь: в этом случае получается, что Россия продиктует Вашингтону собственную повестку дня, а это не так могут истолковать в мире, не говоря о союзниках по альянсу.

Имиджевые потери грозят Вашингтону и в случае согласия с предложением «отказаться от ведения любой военной деятельности на территории Украины, а также другие государства Восточной Европы, Закавказья и Центральной Азии».

Зачем тогда Россия выдвигает такие жесткие требования, которые на Западе считают ультиматумом? На мой взгляд, Российская Федерация руководствуется принципом «Требуй невозможного и получишь максимум». А что может быть дороже собственной безопасности и безопасности всего мира?

Автор статьи: Александр Черный