Найти тему
Серебряный блюз

Великие кутюрье. Незаслуженно забытая Мадлен Вионне. Часть 1

Имя Мадлен Вионне было забыто на долгие годы. Хотя она сделала несколько важных открытий в индустрии моды – крой по косой, одежда без швов, двусторонние пальто, которые можно было носить как на лицевую, так и на изнаночную сторону, воротник-капюшон и столь любимый женщинами воротник-хомут. Своим учителем ее называют такие выдающиеся кутюрье, как Джон Гальяно и Исси Мияки.

Мадлен Вионне
Мадлен Вионне

Мастерство Мадлен Вионне было высочайшего класса. Архитектор моды и «королева кроя по косой» - такими титулами наградили ее современники. Свои платья Вионне делала из недорогих крепа и атласа, т.к. до нее использовались эти ткани в основном в качестве подкладки. Но при этом платья были настоящими произведениями искусства.

Детство Мадлен Вионне было нелегким. Она родилась 22 июня 1876 года в маленьком провинциальном французском городке Шийер-о-Буа в департаменте Луара, в бедной семье, где детей сызмальства приучали к труду.

Позже семья переехала к родственникам в Альбервиль, где Мадлен ходила в местную школу и проявляла неплохие способности к математике. Но в 11 лет родители Мадлен отдали на обучение к местной швее. Так что о школе пришлось забыть.

В 18 лет Мадлен вышла замуж и вместе с мужем переехала в Париж, где устроилась швеей в известный Модный дом Vincent. Казалось бы, жизнь начала налаживаться. Вскоре Мадлен забеременела и родила девочку. Но дочь не прожила и полгода. После смерти дочери развелась с мужем и уехала в Англию.

В Англии ей пришлось поработать и посудомойкой, и швеей в лондонской лечебнице для душевнобольных. Лишь через несколько месяцев после приезда Мадлен устроилась простой швеей в ателье Кейт Рейли. Это ателье специализировалось на копировании модных парижских моделей. Платья привозились из Парижа и распарывались. Потом с них снимали выкройки, по которым шили платья для лондонских богатых модниц.

Прекрасно владея французской школой кройки, Мадлен стала отвечать за копирование лекал и за работу с клиентами. Таким образом Мадлен смогла познакомилась с дамами из высшего света лондонского общества.

В 1900 году Мадлен Вионне снова вернулась в Париж, где устроилась в Модный дом сестер Калло. Старшая из сестер Мари Калло Жербер работала в обычной в те времена технике «наколки»: она драпировала свои модели на манекенах, а Мадлен переносила драпировки в лекала.

Мари Калло Жербер/платья Модного Дома Калло (1902г.)
Мари Калло Жербер/платья Модного Дома Калло (1902г.)

Позже Мадлен вспоминала:

«Именно здесь я поняла, что мода – это искусство. Если бы я не попала сюда, я бы так и продолжала шить «форды», теперь же я научилась шить «роллс-ройсы».

В 1907 году Мадлен Вионне была приглашена на работу в Модный Дом Жака Дусе. Работая у Дусе, Вионне начала создавать свой знаменитый «крой по косой», который позволял ткани обтекать тело, создавая изысканный прилегающий силуэт без традиционных выточек и рельефов. Этот крой позже стал фирменным знаком Мадлен Вионне.

Жака Дусе/Модный Дом Жака Дусе - платье для светских мероприятий (1903 г.)
Жака Дусе/Модный Дом Жака Дусе - платье для светских мероприятий (1903 г.)

Модный Дом Жака Дусе - вечернее платье (1910 г.). Так изменился крой под влиянием Вионне, хотя фирменный стиль Досе сохранился в роскошных вышивках.
Модный Дом Жака Дусе - вечернее платье (1910 г.). Так изменился крой под влиянием Вионне, хотя фирменный стиль Досе сохранился в роскошных вышивках.

Именно с подачи Вионне Дом моды Жака Дусе стал проводить дефиле манекенщиц с показами готовых коллекций. И восхищаясь свободой движения знаменитой танцовщицы Айседоры Дункан, Вионне настояла на том, чтобы модели выходили на подиум без корсетов и босиком. Но публика не приняла подобной свободы, которую предлагала Вионне. Показы были отменены. Вионне пришлось покинуть Жака Дусе.

В 1912 году Мадлен Вионне открыла свой дом моды, но в 1914 была вынуждена его закрыть из-за начала Первой Мировой войны. После закрытия Модного дома Вионне уехала в Италию.

Но об этом я напишу в своей следующей статье