Найти тему
МИР (Море История Россия)

Крым 1942. Сворачивание партизанского движения осенью 1942г.

1 сентября с целью подъема боеспособности и маневренности крымских партизан Военсовет СКФ постановил произвести эвакуацию из Крымских лесов всех раненых и тяжелобольных партизан[1]. Эвакуацию планировали провести в четыре приема с 3 сентября по 21 сентября 1942 г. плавсредствами ЧФ и санитарными самолетами. Одновременно с эвакуацией планировалась ежедневная выброска продовольствия двумя самолетами ТБ-3 из расчета – один М.Т. Лобову (II-й район) и один Г.Л. Северскому (III-й район). Для питания партизан предписывалось отпустить 1000 пайков[2]. Объективно говоря, тысяча пайков для двух с половиной тысяч партизан, это менее чем на сутки.

Ответственным по эвакуации назначили сначала бывшего начштаба 48-й кд Лобова, затем, бывшего военкома 48-й кд полкового комиссара Е.А. Попова, которого 25 сентября 1942 года для этого вернули обратно в Крым.

Несмотря на то, что немецкий Штаб главнокомандующего Крымом, активных действий почти не производил, операция по эвакуации морем была полностью провалена.

Походы подводной лодки Д-5 для эвакуации партизан были неудачными[3]. 5 сентября 1942 г. начальник ЮШПД полковник Х.У. Мамсуров утвердил ряд мероприятий и подписал рабочий план по эвакуации больных и раненых партизан из крымских лесов[4], в котором отмечались неудавшиеся попытки эвакуировать партизан подводной лодкой.

Сформированные группы эвакуируемых несколько раз выходили на побережье. При рискованных переходах к местам посадки на побережье, охраняемом противником, и обратно часть партизан понесла потери в боевых столкновениях, а многие умерли от ран и истощения или оставлены на произвол судьбы в ходе быстрых переходов[5].

Этим же планом предусматривалось производить посадку самолета ТБ-3 в районе Караби-яйла для эвакуации тяжело раненых и усиления выброски продовольствия. Генерал-майору авиации С.К. Горюнову поручалось выделить для этого дополнительно один ТБ-3 в распоряжение полкового комиссара Е.А. Попова. К сожалению, выделенный ТБ-3 был в плохом техническом состоянии, и почти не использовался.

10 сентября командующий партизанами Крыма полковник М.Лобов получил телеграмму от разведотдела фронта о решении вопроса со снабжением – 9 сентября разведчики добились от командующего ВВС фронта выделения ТБ-3 для сбросок грузов и последующей посадки.

Из-за погодных условий сброска была произведена только в 21.45 12.09.1942г. После выброски партизаны нашли 14 мешков с сухарями. Была намечена выброска парашютиста-летчика для оценки новой найденной площадки для посадки тяжелых самолётов, но она не была осуществлена[6].

В ночь на 14 сентября 1942 г. с ТБ-3 были сброшены 16 мешков сухарей, соль, жиры, концентраты.

16 сентября были найдены 18 мешков сухарей и табака и два грузовых парашюта.

17 сентября в течение дня ещё найдено партизанами пять мешков с концентратами, солью, брынзой и батареями радиопитания.

В ночь на 18.09.1942 г. принято партизанами ещё 18 мешков с сухарями и два грузовых парашюта, было также радиограммой сообщено о сбросках продуктов в район заповедника и карасубазарских лесов[7]. Однако, при этом, не решался вопрос об эвакуации раненых и больных, которых становилось все больше. Н.Д. Луговой отмечал в своем дневнике:

«Радиомитинговщине конца не видно. А «дугласы» не садятся. Не было их ни 25-го, ни 26-го, ни 27-го»[8].

Личным составом 325-го тбап был подготовлен модернизированный вариант бомбардировщика – ТБ-3РН, с высотными двигателями, способный совершать посадки на горных площадках. Самолет совершил посадку у партизан 28-го сентября, в 21.45.

При посадке самолёта была повреждена покрышка правого колеса основного шасси[9]. Несмотря на это, взяв на борт 23 человека, самолет вылетел обратно, взлетев, фактически на одном колесе. В Адлере самолет сел с одним отказавшим двигателем, но при этом никто из экипажа и партизан не пострадал[10].

30-го сентября прилетели сразу 4 санитарных самолета С-2 и один ПР-5. Эвакуированы 14 человек. Но темпы эвакуации были неудовлетворительными. 03.10.1942 г. транспортный самолёт впервые приземлился на посадочной площадке на Караби-яйле[11]. Были перевезены грузы и отправлено на «Большую землю» 14 партизан. В ночь на 4.10.1942 г. транспортный самолёт вторично свершил посадку на площадке и вывез ещё 14 человек[12].

Партийным руководством был издан документ:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ БЮРО КРЫМСКОГО ОБКОМА ВКП(б)

О СОСТАВЕ И ПОЛНОМОЧИЯХ ОБЛАСТНОГО ПОДПОЛЬНОГО КОМИТЕТА ВКП(б)

2 октября 1942 г.

1. Утвердить состав Крымского областного подпольного комитета ВКП(б):

т. Мустафаев — председатель комитета, т. Генов — член комитета,

т. Луговой — член комитета.

2. Возложить на комитет:

а) руководство подпольными парторганизациями и партуполномочен- ными в тылу врага;

б) руководство партизанским движением Крыма;

в) проведение массово-агит. работы среди населения временно оккупированной территории врагом.

В ночь с 7 на 8 октября 1942 г. двумя катерами – СКА-044[13] и СКА-045[14], из района мыса Кикенеиз было вывезено 78 человек[15], среди них командиры отрядов М.А. Македонский, Х.К. Чусси, комиссар отряда В.И. Черный. Командный состав не должен был эвакуироваться, но обстоятельства сложились иначе. Противник засек подход катеров, однако посчитал, что они осуществляют высадку[16]. Противник выслал на перехват моторизованную группу и начал обстрел катеров, но, катерники подошли к берегу, входя в мертвую зону. Катера приняли всех, кроме 5 человек, не умевших плавать.

Противник в своем журнале боевых действий отмечает этот факт в 00.30 (8.10.42), но, немецкая береговая оборона посчитала, что катера высаживали десант[17].

С. Н. Ткаченко в своей монографии указывает:

«… интенсивные полёты самолётов к партизанам не остались незамеченными противником. Почти каждый день с начала октября отряды коллаборационистов появляются на дальних подступах, а ночью пытаются проникнуть в район Караби-яйлы. В ночь на 8.10.1942 г. они подкараулили группу партизан Зуйского отряда, охранявшую подступы со стороны Баксана и Казанлы, и в упор расстреляли её из засады, убив трёх партизан и ранив двоих. А вечером 9 октября несколько отрядов внезапным маневром оседлали холмы вокруг посадочной площадки, взяв под прицельный огонь весь район партизанского аэродрома. Одна группа карателей вышла на саму площадку»[18].

По состоянию на указанную дату, в Крыму формирования из коллаборационистов отсутствовали. Вопрос по передаче вновь формируемых подразделений самообороны в оперативное подчинение СС-и Полицайфюрера, и привлечении их к операциям против партизан «в горах Яйла», был поднят только 22 октября 1942 года[19]. Более того, противник замечает полеты самолета только 13 октября, а, операцию по зачистке местности проводит еще позже. В журнале боевых действий «Главнокомандования Крымом» содержится запись:

« 13.10.42 …По сообщению СС- и Полицайфюрера Таврии в районе г. Тирке (15 км севернее Алушты) к большой группе бандитов приземлился большой самолет. 50-й пд поручена операция по зачистке местности» [20].

В документах 50-й пд содержится описание этой операции, и дается состав немецких и румынских подразделений, участвовавших в ней, но, проводилась она позже.

11 и 12 октября экипаж под командованием майора М.Субботина на ПС-84 производил по одной посадке на Караби-яйле, доставляя грузы и эвакуируя раненых партизан. Именно эти полеты были засечены противником. Этот же экипаж вывез полковника Лобова, который должен был осуществлять организацию эвакуации. Организация эвакуации была возложена на Е.А.Попова. Из-за слабой организации, эвакуация партизан затянулась и была сопряжена с потерями.

13.10.42г. противник засек посадку ТБ-3, и, начал готовить новую операцию против партизан. По данным воспоминаний крымских партизан в относительно небольших Тиркинских лесах были сосредоточены для эвакуации бойцы всех трех районов. Не обладая достаточными ресурсами для полноценной операции против партизан, противник поджег лес.

15.10.1942г. советское командование приняло решение пересмотреть списки очередности и эвакуировать в первую очередь женщин (за исключением медработников при тяжелораненых), но с 17 октября испортилась погода, и метеорологические условия не позволили совершать полёты в Крым.

22.10.1942 г. погода улучшилась, прилетели и совершили посадку четыре санитарных самолёта, а в следующую ночь на 23 октября – снова четыре С-2, эвакуировав больных и женщин. В документах указывалось:

«До двухсот бойцов выходят на охрану аэродрома, голодные и раздетые на холоде лежат в окружении и охранении по 10-12 часов без смены и костров…. Каждую ночь мы выволакиваем на площадку пятьдесят-шестьдесят человек больных. Обратно не возвращаются всякий раз два-три человека – умирают. Гибнут так бессмысленно люди десятками. И какие люди! Каждый обогащенный опытом партизанской борьбы – это ценнейший боец, способный делать такие боевые дела, каких не могли делать в начальный период целые отряды…. Ведь самолёты и для нас выделены!!!» [21].

Действительно, дополнительно, были выделены 3 самолета ПС-84 из состава Московской авиагруппы особого назначения (МАГОН, после 6 ноября 1942 года группа была переименована в 1-ю авиатранспортную дивизию ГВФ[22]). Командир выделенной группы – И.С.Булкин. Экипажи самолетов ПС-84:

-командир корабля А.Быстрицкий, второй пилот – К.Бирюков;

-командир корабля П.Русаков, второй пилот – Герой Советского Союза П.Кашуба;

-командир корабля Ф. Ильченко, второй пилот – Г.Алиев.

В ночь на 25 октября 1942 г. на аэродроме Караби-Яйла приземлился ПС-84, затем вернулся и сделал ещё один рейс. Два других самолёта сбросили продовольствие. На «Малой площадке» были три санитарных самолёта, а на «Большом Баксанском аэродроме» приземлился ПР-5 (летчик И.Нижник). Суммарно, за одну ночь самолётами вывезли 59 человек[23]. 26.10.1942 г. два «дугласа» выполнили по два рейса, а ПР-5 и санитарные самолёты – по одному: эвакуировали сразу 100 человек. Около ста человек вывезли в ночь 27 октября – снова по два рейса сделано двумя ПС-84 и по рейсу С-2.[24] В крымский лес для работы непосредственно в партизанских отрядах был доставлен секретарь обкома партии Р.Мустафаев[25].

Суммарно, за три ночи авиацией были вывезены 259 человек, однако, учитывая общую численность отрядов, темпы эвакуации были неудовлетворительными. В связи с этим было принято решение об отправке части личного состава отрядов в населенные пункты на «оседание» и подпольную работу.

Решение было достаточно спорным, в связи с тем, что противник к этому времени учел все население, и вел контроль его перемещения. В связи с этим, очень многие партизаны, отправленные на «оседание» погибли. Некоторые группы «осели» достаточно успешно, как, например, группа «дяди Володи» (А. Дагджи). Однако, для большинства «оседание» окончилось арестом, как, например, для командира Красноармейского отряда А.Аединова. Противник к этому времени «учел» все население Крыма, и легко вычислял пришедших из леса партизан.

Статистики по данному вопросу нет, в связи с чем, сделать какие-либо конкретные выводы достаточно сложно. Однако, отмечается, что количество людей, задержанных СД, против которых были «применены санкции» в сентябре выросло в 9 раз. После ухода на «оседание» и эвакуации в крымских лесах осталось всего 432 партизана[26].

По состоянию на 12 ноября 1942 года организация отрядов была следующей:

1-й СЕКТОР : (майор Калугин И.П. – зам. командующего ПД (зам. майора Северского, оставшегося в Сочи), ст. батальонный комиссар Ермаков Д.Ф. – зам. по политической части, мл. л-т безопасности Витенко И.И. – уполномоченный ОО НКВД)

1-й партизанский отряд (числ. 39 человек), ст. л-т Вихман Л.А. – командир, военюрист 2 ранга Билялов Н.Х. – комиссар

2-й партизанский отряд (числ. 43 человека), политрук Муковнин С.А. – командир, батальонный комиссар Семернев. Л.И. – комиссар

2-й СЕКТОР(Кураков И. – командир, Луговой Н.Д. – комиссар, Фельдман Г.А. – уполномоченный ОО НКВД, комендантская группа 20 человек)

3-й партизанский отряд (числ. 54 человека, командир – капитан Соловей Ф.С., комиссар – политрук Кузнецов В. )

4-й партизанский отряд (числ. 51 человек, командир – ст. л-т Федоренко Ф.И., комиссар – ст. политрук Егоров М.М.)

5-й партизанский отряд (числ. 50 человек, командир – ст. л-т Барановский И.З., комиссар – политрук Бабичев И.Я)

6-й партизанский отряд (числ. 51 человек, командир – Мокроус И.С., комиссар – Позывай С.А.)

7-й партизанский отряд (числ. 100 человек, командир – капитан Сланов В.В., комиссар – ст. политрук Каплун Т.Г.) В примечании указано: «подлежит эвакуации»

Постановлением бюро ОК ВКП(б) от 18. 11. 1942 г. был создан новый орган управления партизанским движением: Оперативный центр по руководству партизанскими отрядами Крыма (Г. Северский - командующий партизанским движением, П. Ямпольский - секретарь ОК ВКП(б), Р. Мустафаев - секретарь ОК ВКП(б), начальник штаба - старший батальонный комиссар Ермаков). Партизанский лес был разделен на два сектора. Следует обратить внимание на то, что все руководители партизанским движением к тому моменту находились не в Крыму, а в Сочи, и, если, Ямпольский и Мустафаев лично возглавили 1 и 2 партизанские сектора в Крыму, то майор Северский так и остался в Сочи. Если подходить объективно, то, к декабрю 1942г. партизанское движение было почти полностью свернуто. Численность партизанских отрядов сократилась в 10 раз, связь с ними почти отсутствовала.

[1] Партизанское движение в Крыму в период Великой Отечественной войны. Сборник документов и материалов. 1941–1944гг. / А.В. Мальгин, Л.П. Кравцова, Л.Л. Сергиенко. – Симферополь: СОНАТ, 2006. – С.135.

[2] Партизанское движение в Крыму в период Великой Отечественной войны. Сборник документов и материалов. 1941–1944гг. / А.В. Мальгин, Л.П. Кравцова, Л.Л. Сергиенко. – Симферополь: СОНАТ, 2006. – С.135-136.

[3] Морозов М. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. - М.: «Стратегия КМ», 2003. – С.15; Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Вып. 3. – М. – Л.: Воениздат, 1947. – С.190.

[4] ГАРК, ф. П-151, оп.1, д.8, л.43-45.

[5] Партизанское движение в Крыму в период Великой Отечественной войны. Сборник документов и материалов. 1941–1944гг. / А.В. Мальгин, Л.П. Кравцова, Л.Л. Сергиенко. – Симферополь: СОНАТ, 2006. – С.173-174..

[6] Луговой Н.Д. Страда партизанская: 900 дней в тылу врага. Дневниковые записи. – Симферополь: ЧП «Эльиньо», 2004.- С.327.

[7] ГАРК, ф. П-151, оп.1, д.330, л.22.

[8] ГАРК, ф. П-151, оп.1, д.498, л.187.

[9] Емельяненко В.Б. Воздушный мост. – М.: Сов. Россия, 1998. – С.247.

[10] Фонд НМ ИПО, инв.№1147, л.43-46.

[11]Емельяненко В.Б. Воздушный мост. – М.: Сов. Россия, 1998. – С.257.

[12]ЦАМО, ф.33, оп.682525, д.231, л.63.

[13] Бывший ПК-144 (с 17.12.1941 г. СКА №044, с 7.05.1944 г. "МО-44") Зав. №3. Построен в 1937 г. и вошел в состав 32-го отряда МПО НКВД Черноморского погранокруга. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 19.07.1941 г. организационно включен в состав ЧФ. Участвовал в высадке десанта в Станичку в феврале 1943 г., Новороссийской 9 - 16.09.1943 г. и Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантных, Новороссийско-Таманской 9.09 - 9.10.1943 г. и Ясско-Кишиневской 20 - 29.08.1944 г. наступательных операциях.

[14] Бывший М-12 (с 22.05.1942 г. СКА №045) Зав. №1304. Заложен в 1941 г., спущен 9.01.1942 г., вст. в строй 19.03.1942 г. и 1.04.1942 г. включен в состав Каспийской флотилии. 18.04.1942 г. перечислен в ЧФ и в мае 1942 г. по железной дороге перевезен в Поти. Погиб 8.04.1943 г. от артиллерийского огня германского торпедного катера у Мысхако.

[15] ГАРК, ф. П-151, оп.1, д.316, л.32-34.

[16]NARA T-314 R-996 fr.436

[17]NARA T-314, R-995 fr. 0436

[18]Ткаченко С.Н. Партизанская борьба в Крымском небе. Монография. 2016г.

[19]NARA T-314, R-995 fr. 0442

[20]NARA T-314, R-995 fr. 0452

[21] ГАРК, ф. П-151, оп.1, д.499, л.17.

[22] Перечень № 36 …соединений и частей гражданского воздушного флота… со сроками вхождения их в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.. Приложение к директиве ГШ ВС СССР от 28.01.1958 г. и 30.03.1959 г. – С.28.

[23] ГАРК, ф. П-151, оп.1, д.499, л.22.

[24] ГАРК, ф. П-151, оп.1, д.330, л.89-98.

[25] ГАРК, ф. П-151, оп.1, д.499, л.23.

[26] Шамко Е.Н. Партизанское движение в Крыму в 1941-1944 гг. – Симферополь: Крымиздат, 1956. – С.67.