Вопрос оккупационного административно-территориального управления Крымом, крайне запутан некоторыми авторами. Например, даются следующие данные:
«20 августа 1941 года указом Адольфа Гитлера для управления оккупированными территориями был учрежден рейхскомиссариат «Украина» (административно-территориальная единица в составе Третьего рейха), который возглавил Эрих Кох. В рейхскомиссариат были включены значительная территория Украины и Крым, основная часть которого была оккупирована в ноябре 1941 года, а в мае и июле 1942 года, после падения Керчи и Севастополя соответственно, полуостров оказался в оккупации полностью» [1].
Известный исследователь вопроса О.В.Романько указывает, что Крым был формально включен в состав комиссариата. Он указывает:
«…1 сентября 1941 года на территории Крыма, а также Херсонской и Запорожской областей был формально создан генеральный округ «Крым» (Generalbezirk Krim), с общей площадью 52 тыс. км и населением около 2 млн. человек. Центром округа был выбран Симферополь. Генеральный округ «Крым» являлся составной частью рейхскомиссариата «Украина» (Reichskomissariat Ukraine). Помимо него, в эту административную единицу входили генеральные округа «Волыния-Подолия», «Житомир», «Киев», «Николаев» и «Днепропетровск». Во главе рейхскомиссариата стоял видный функционер нацистской партии Э. Кох» [2].
Действительно, приказом А.Гитлера «О внедрении гражданского управления на оккупированных восточных территориях»; рейхскомиссариат был создан 20 августа 1941 года.
Тот факт, что еще до начала боев за Крым, внутри «гражданского» оккупационного рейхскомиссариата «Украина» был создан новый отдел управления, которому группа армий «Юг» должна была передать захваченную территорию, сомнения не вызывает. Местом его перспективного размещения, действительно был определен Симферополь (еще не захваченный на тот момент). Однако, фактически, территория Крыма никогда не входила в состав рейхскомиссариата. Далее, О.В.Романько, по этому вопросу указывает:
«… вследствие того, что до лета 1942 года территория генерального округа «Крым» являлась ближним тылом действующей армии, это административно-территориальное устройство так и не стало реальностью. К своим обязанностям Фрауэнфельд смог приступить только 1 сентября 1942 года».
Эта информация является ошибочной. В сентябре 1942 года Альфред Фрауэнфельд, генеральный комиссар округа Таврия, действительно, находился в Симферополе, в ожидании передачи ему властных полномочий на территории Крыма, но этого не произошло[3].
Полуостров был оставлен под «армейским» управлением. Этот факт признается О.В.Романько: «Девять округов Крыма так и не перешли под юрисдикцию генерального комиссариата» [4]. При этом, не совсем понятно, почему округов девять, т.к. территориальное деление полуострова было иным. 1 августа 1942 года было определено административное деление Крыма. Выделялись города: Симферополь, Севастополь, Феодосия, Ялта, Керчь Евпатория и административные районы (26 районов). [5]
Противник выделял следующие районы: Ак-Мечетский, Ак-Шейхский, Алуштинский, Балаклавский, Бахчисарайский, Биюк-Онларский, Джанкойский, Евпаторийский, Зуйский, Ичкинский, Карасубазарский, Кировский, Колайский, Красноперекопский, Куйбышевский, Лариндорфский, Ленинский, Маяк-Салынский, Сакский, Сейтлерский, Симферопольский, Старокрымский, Судакский, Тельмановский, Фрайдорфский, Ялтинский. В этом же фрагменте текста О.В.Романько почему-то указывает:
«По указанным выше причинам полуостров считался находящимся под двойным управлением: гражданским (номинально) и военным (фактически). То есть из состава генерального округа Крым не изымал никто, однако гражданские чиновники не имели здесь никакой власти. Такое положение вещей привело к тому, что центр генерального округа был перенесен в Мелитополь, а сама административная единица получила название генеральный округ «Таврия» (Generalbezirk Taurien)».
Никакого «двойного управления» в Крыму не было. Крым, в течение всей оккупации находился, исключительно, под военно-административным управлением. Сначала это был штаб 11-й армии, затем, полуостров находился под управлением Штаба Главнокомандующего Крымом (Befehlshaber Krim).
О.В. Романько говорит почему-то о должности «Главнокомандующего войсками Крыма», однако, это неверный и по смыслу, и по форме перевод. Далее он дает еще одну ошибочную информацию:
«С декабря 1941 по май 1942 года на этом посту находился командующий 337-й пехотной дивизией генерал-лейтенант К. Шпанг. В этот период его должность называлась несколько по-другому — командующий войсками Вермахта на полуострове Крым (Befehlshaber der landengen der Halbinsel Krim). В силу целого ряда причин его административная власть являлась в тех условиях, скорее, временной и распространялась только на те районы Крыма, где боевые действия уже не велись. Кроме того, в функции этого военного чиновника входило обеспечение тыла стоявшей под Севастополем и Феодосией 11-й немецкой армии, имевшей, однако, свои административные службы. С мая по июль 1942 года в Крыму развернулись интенсивные бои. В связи с тем, что теперь весь полуостров стал тылом немецких войск, вся полнота военно-административной власти на его территории перешла к соответствующим органам штаба 11-й армией генерал-фельдмаршала Э. фон Манштейна. Должность же Шпанга была за ненадобностью упразднена»[6]
Должность Главнокомандующего Крымом существовала всего один год, с момента ухода из Крыма 11 армии (сентября 1942г.) до момента установления на полуострове управления 17-й армией (сентябрь 1943года) [7]. Она появилась только в августе 1942 года. Штаб главнокомандующего Крымом был сформирован на базе штаба 42-го корпуса (командующий генерал Ф.Маттенклотт) накануне ухода из Крыма 11-й армии.
До июля 1942 года полуостров являлся территорией, на которой осуществлялось военно-административное управление 11-й армии Вермахта. Территория полуострова была разделена на несколько зон ответственности, в том числе указан район ответственности «Командующего перешейками».
Должность «Befehlshaber der landengen der Halbinsel Krim», название которой переводится, как «Командующий перешейками полуострова Крым» появилась 20 января 1942 года. По смыслу - это военный комендант перешейков. Это не административная должность. Штаб командующего перешейками подчинялся штабу 11 армии, и, вопросами поставок и снабжения он не занимался. Штаб обеспечивал охрану коммуникаций. Снабжением армии занимался тыл армии и штаб тылового района (Корюк 553), который так же имел свою зону ответственности на полуострове. Остальная территория Крыма была разделена между румынским Горным корпусом (горная часть Крыма, район партизанских действий) и немецкими армейскими корпусами.
До 24 августа 1942года властные функции на полуострове осуществлялись штабом 11 армии, который подчинялся командованию группы армий «А». С 24 августа, в связи с передачей штаба 11 армии в распоряжение группы армий «Север», функции управления на полуострове перешли к штабу 42-го АК (командующий – генерал ф.Маттенклотт) [8], на базе которого был образован «Штаб Главнокомандования Крымом». Именно с этой даты появляется должность Главнокомандующего Крымом.
Штаб был создан по приказу штаба Верховного Главнокомандования Вермахта 17 июля 1942г.(GenStdH/Org.Abt. Nr. II/12347/42). Полномочия 11 армии были переданы новому штабу по акту от 29 августа 1942г. Ему в подчинение были переданы все тыловые и войсковые части на полуострове.
До 24.08.1942г. главным органом по обеспечению порядка на территории Крыма была айнзатцгруппа «D», (во главе которой, до 29 июля 1942года стоял СС-оберфюрер О. Олендорф), штаб которой, располагался с 19 ноября 1941года в центре Симферополя. В связи с уходом айнзац-группы «D», приданной 11-й армии, из Крыма в Краснодарский край, полицейские функции были переданы другому подразделению той же стркутуры – РСХА, которое осуществляло полицейские функции на соседней территории. Но, если в соседней Таврии оккупационная администрация была «гражданской», то в Крыму, оставалось военное управление. О.В.Романько указывает:
«Согласно приказу Гитлера от 17 июля 1941 года на рейхсфюрера СС и шефа германской полиции Г. Гиммлера было возложено полицейское обеспечение восточных территорий. Последний назначал главных фюреров СС и полиции (Hohere SS- und Polizeifuhrer; HSSPf), которые являлись высшими полицейскими чиновниками в рейхскомиссариатах или, по согласованию с военной администрацией, в тыловых районах групп армий. Хотя фюреры СС и полиции формально подчинялись рейхскомиссарам или находились в оперативном подчинении у командующих тыловыми районами групп армий, реальную власть над ними имел только Гиммлер. Этот последний факт означал, что полицейская администрация действовала параллельно и на равных правах с гражданской и военной администрациями. В данном случае, начиная с сентября 1942 года, фюрер СС и полиции генерального округа «Таврия» находился в оперативном подчинении Командующего войсками Вермахта в Крыму» [9].
Последняя формулировка совершенно некорректная. Фюрер СС и полиции генерального округа «Таврия» (Людольф-Герман Эммануэль Георг Курт Вернер фон Альвенслебен), в принципе, не мог находиться в «оперативном подчинении» у Главнокомандующего Крымом. Это разные ведомства. В схеме, описывающей состав «Штаба Главнокомандующего Крымом» по отношению к Полицейскому и СС – управлению четко и ясно указано: «предписано взаимодействие». Это же примечание относилось и к усиленной таможенной службе (VGAD), и почтовому управлению, и к Штабу Адмирала Черного моря, и ряду других ведомств. Полицейский батальон хоть и показан в составе частей штаба, но имеет примечание («лишь взимодействие»).
Военные органы власти осуществляли административное управление на территории Крыма, в то время, как полицейские функции и функции обеспечения безопасности осуществлялись штабом начальника (фюрера) СС и полиции генерального округа «Таврия», который осуществлял аналогичные функции и на соседней территории, контролируемой «гражданской» администрацией А.Фрауэнфельда (округ «Таврия»). Следует разделять властные полномочия и полицейские функции. Это разные понятия.
Подобная практика наблюдается и в современных условиях. Органы власти имеют свою структуру, силовые ведомства - свою, при этом, никто не пишет ни о каком «двойном управлении», т.к. властные и силовые структуры – это разные понятия. Они сотрудничают, но никакого подчинения в этом случае нет.
Органами власти являлись оккупационные войсковые комендатуры. Распределение комендатур на полуострове осталось прежним, с тем лишь исключением, что из Крыма убыла фельд-комендатура из Джанкоя. В подчинении штаба 11 армии оставался штаб тылового района 553 с подчиненными подразделениями. Боевые части армии были рассредоточены на полуострове для отдыха и переформирования.
24-го июля 1942 года вышла инструкция для комендатур по организации управления на территории Крыма[10]. Инструкция содержала положение о том, что руководители городов и районов Крыма подчиняются через комендатуры, в инструкции оговаривались функции, возложенные на ранее созданную айнзац-группой «D» гражданскую администрацию.
В структуре гражданской администрации предусматривались отделы управления, экономики, финансов, дорожного строительства, здравоохранения, дорожного строительства. В Крыму открывались отделения госбанка Германии. В обязанность бургомистров вводилось содержание вспомогательной полиции, учет население и выдача удостоверений личности (аусвайсов). Вспомогательная полиция формировалась из местного населения (всех национальностей). Оснащение, обмундирование и вооружение этих формирований осуществлялось за счет армии, содержание (заработная плата, выдача пайков) предполагалось за счет гражданской администрации.
Штат штаба «главнокомандующего Крымом» насчитывал около 3 тыс. человек, в него вошли некоторые офицеры и службы штаба 11 армии.
15 августа 1942 года в Симферополе состоялось совещание по созданию опорного пункта СС в Симферополе для подразделений ведомства фон Альвенслебена. На совещании было принято решение о выделении нужных помещений, материальных ресурсов за счет армии и штаба тылового округа[11].
По состоянию на начало августа 1942 года на полуострове находилось 69897 пленных. За истекший месяц (август) 1228 пленных умерло или было расстреляно, убежали 109 пленных, передано СД 259 человек, отправлено в стационарные лагеря 25020 человек. На начало сентября оставалось 40 тыс. пленных, из которых 28 тыс. были привлечены к работам. Отпущены 114 татар, 10 украинцев и 10 фольксдойче[12].
Пленные находились в лагерях, подчиненных командованию группы армий «А»:
-Дулаг 123 (главный лагерь Джанкой, филиалы Кодыма, Курман Кемельчи, Керчь)
-Дулаг 241 (Симферополь)
Стационарный лагерь (Шталаг 370) 1-й лагерь Севастополь, станции Симферополь, Джанкой
В подчинении штаба находились:
-штаб тылового района 553 (Евпатория)
-ортс-комендатура I/277 (Евпатория)
-ортс-комендатура I/290 (Севастополь)
-конвойный батальон 48 (штаб - Ислам Терек, 1, 2 рота и автоколонна в Симферополе, 3-я рота в Джанкое)
-конвойный батальон 522 (1-я рота в Джанкое, остальной состав в Смиферополе)
-683-й моторизованный батальон полевой жандармерии (штаб и две роты в Симферополе, третья рота повзводно распределена: Севастополь, Джанкой, Евпатория). Батальону подчинен кубанский казачий эскадрон (расположение в Мазанке)
-10-я станция сбора пленных (Джанкой, филиал и подразделение перемещения пленных - Симферополь)
Комендатуры:
-FK 751 Джанкой
-ортс-комендатура I/287 (Керчь)
-ортс-комендатура I/853 (Симферополь)
-ортс-комендатура II/662 (Ялта)
-ортс-комендатура II/937 (Карасубазар)
-ортс-комендатура II/939 (Джанкой)
20-го августа был представлен отчет «О борьбе с партизанами в Крыму» [13] Доклад содержал информацию о результатах противопартизанских мероприятий, проведенных в июле-августе 1942 года.
Поддержание порядка на полуострове в конце лета, и, частично осенью 1942г. обеспечивалось исключительно немецкими и румынскими подразделениями, расквартированными на полуострове.
В период с августа по ноябрь 1942 года, противопартизанские мероприятия, проводились армейскими частями. К примеру, операция «Кожаный чулок» («Lederstrumpf» проводилась 1.11.42) проводилась по информации, предоставленной штабом СС и полиции, но проводилась она армейскими подразделениями: силами 50-й пд и прикомандированными ягд-командами. В документах 50-й пд в конце октября отмечается использование пяти отрядов из крымских татар, численностью от 50 до 100 человек, которых пытались привлечь для проведения противопартизанских мероприятий.
В октябре 1942 года противник вновь начал призыв крымских татар для формирования вновь создаваемых «батальонов самообороны». Их основу составляли бойцы бывших «рот самообороны», вновь мобилизованных немецким командованием.
В инструкции по формированию батальонов указывалось, что для прохождения службы планируется привлекать бывших бойцов «рот самообороны» и молодежь до 1925 года рождения включительно. Плановая численность батальонов должна была составлять 2 тыс. человек. Отвественность за обучение вновь призываемых сначала возлагалась на 50-ю пд, а, после переброски 153-й учебной дивизии в Крым, за подготовку отвечать стала именно эта дивизия.
[1] Заложники войны: оккупация Крыма (1941-1944) https://ru.krymr.com/a/26992591.html
[2] Романько О.В. Крым под пятой Гитлера Немецкая оккупационная политика в Крыму М. Вече 2014г
[3] NARA T-314, R-995 fr.0410
[4] Там же
[5] NARAТ-312 R421 fr. 0143
[6] Романько О.В. Крым под пятой Гитлера Немецкая оккупационная политика в Крыму М. Вече 2014г
[7] NARA T501 R236 (Befehlshaber Krim)
[8] NARA Т-314 R996 fr. 0519
[9] Романько О.В. Немецкая оккупационная политика на территории Крыма и национальный вопрос. (1941 – 1944) Монография 2009г.
[10] NARA Т-312 R345 fr. 0026
[11] NARA Т-312 R421 fr. 0147
[12] NARA Т-312 R421 fr. 0168, 169
[13] BA/MA RH20-11/341