Человек на портрете – Уильям Спенсер Кавендиш 6-ой герцог Девонширский.
Британский аристократ в 1806 году, в 16-летнем возрасте, унаследовал титул и колоссальное состояние.
А через 10 лет, осенью 1816 года, познакомился с младшим братом императора России. Великий князь Николай Павлович младше на 6 лет.
И он официально – не наследник престола России, совершает европейский тур, обычный для великих князей, окончивших обучение.
Молодые люди подружились, потому что у них оказались схожие увлечения. Николай I с детства любил английскую культуру. И это неудивительно: его любимая няня – англичанка, по прозвищу «няня Львица».
А тут длинные зимние вечера, камин, доверительные беседы, игра на фортепьяно, пение старинных баллад (да, у Николая Павловича был чудесный голос, император любил петь в церковном хоре).
Герцог признавался в дневнике, что русский великий князь ему заменил брата (тот служил и сводные братья мало виделись).
Общение герцога и великого князя – без официального протокола, уровень – ниже, чем принято у чопорных англичан, т.е. они обращаются друг к другу не по титулам и без церемоний.
Но 20-летний Великий князь при этом не роняет своего достоинства, что отметил сам герцог.
Несколько месяцев, что провел Николай Павлович в Англии и в Шотландии, они видятся почти ежедневно. Ведь младшего брата русского царя, освободителя Европы от Наполеона, принимают радушно. Званые балы и обеды, представления в его честь, а еще молодые люди ездят верхом в Гайд-парке. Посетили петушиные бои. Николаю Павловичу зрелище не понравилось.
Герцог приехал в Россию на свадьбу Николая Павловича в 1817 году по личному приглашению друга, в 1826 – на коронацию, но уже не как частное лицо, а как представитель Великобритании.
Герцог Девонширский ждал Николая I к себе в гости летом 1844 года, готовился принять августейшего друга. Но судьба распорядилась иначе: лейб-медик примчался в Лондон, чтобы лично, а не через гоф-курьера сообщить, что младшая дочь царя обречена. Николай спешно вернулся домой.
Переписывались ли царь и герцог? Не знаю, а сочинять слащавые псевдоистории не стану.
В 1853 году началась в о й н а, которую иногда называют Нулевой мировой. Англия – противник России. Отношения двух стран… ну, сами понимаете.
В имении герцога Девонширского, у его наследников, бережно хранится письмо от 23 августа 1854 года. Николай I написал его по-французски.
Привожу отрывки:
«Мой дорогой герцог, Вы единственный друг, оставшийся у меня в Англии. Вы, конечно же, не будете удивлены, что именно к Вам я адресуюсь с гуманным вопросом, который отражает мое живейшее беспокойство».
Речь шла о русских п л е н н ы х, которые оказались у англичан.
«Они плохо содержатся, гораздо хуже, в сравнении с тем, как содержатся английские пле нные у нас».
Вежливая просьба к другу:
«Не возьмете ли Вы на себя труд, придти к ним на помощь».
В Англии находится русский священник. Николай Павлович возложил на него обязанность посредника: выяснить, что нужно, а также передал кредитное письмо, чтобы были деньги на первое время.
Герцог богат, но помощь русским финансово обеспечивал их царь-батюшка, а не английский аристократ. Задача «единственного друга» в Англии – своим авторитетом, титулом, связями добиться нужного результата.
«Мне нет необходимости говорить Вам, сколь высоко я оценю Вашу услугу, о коей прошу Вас с доверием, которое мне внушает Ваша неизменная преданность моей персоне. Вам известны чувства, которые я всегда к Вам испытывал».
Не знаю, как и чем помогал герцог русским. Сие мне неизвестно. Но раз потомки хранят письмо и предоставили его текст историкам, значит, стыдится нечего.
А бывает и так: