На фоне «вакханалии коллаборационизма», Крым выглядит очень скромно. Германское командование развернуло на территории несколько центров подготовки диверсионных подразделений, школы абвера, готовило здесь национальные части, в том числе казачий полк «Платов», подразделение «Бергманн». Была развернута 153-я учебная дивизия. Однако, боевые подразделения из крымчан не создаются. Причин несколько. Крымчане достаточно долго сохраняли лояльность советской власти. Кроме того, Крым был почти полностью истощен войной. Его ресурсы были исчерпаны. 7 июля 1942г. командованием группы армий «А», было принято решение из первой волны формирований восточных легионов к 25.07.1942года направить в Крым 3 батальона, а, затем, из второй волны к 20.08 еще 4 батальона. Батальоны, формируемые в Кавказско-мусульманском, Армянском и Грузинском легионах были предназначены для борьбы с партизанами в Крымских горах[1]. В результате 170-я пд получила один туркестанский батальон, 28-я лпд получила 2 грузинских батальона, а 22-я, 72-я, 132-я, 46-я пд получили по одному восточному батальону[2].
Противник всерьез рассматривал проекты переселения 500 тыс. украинцев из западных областей в Крым. Затем, этото проект, разработанный весной 1942 года, сменил проект переселения фольксдойче с оккупированных территорий. Ощущалась остая нехватка рабочих рук.
Безусловно, для того, чтобы прокормиться самим, прокормить свои семьи, жители Крыма были вынуждены работать на восстанавливаемых противником заводах, в учреждениях, «общинах». Вопреки обещаниям, противник не распустил колхозы и совхозы, наделив всех землей, а, наоборот, сохранил советские учреждения, назвав их «общинами». Настроение населения Крыма, в том числе и крымскотатарского существенно изменилось. Можно недолго лгать многим, или долго лгать немногим, но долго лгать многим не получилось. Главной целью любого захватчика является обогащение за счет захвата, а, не обеспечение свободы и процветания захваченной территории.
ИЗ ДОКЛАДНОЙ ЗАПИСКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ АЛУШТИНСКОГО ОТРЯДА С.Е. ИВАНОВА И В.Г. ЕРЕМЕНКО
октябрь 1942 г.
В деревнях Корбек, Биюк-Ламбат, Кучук-Ламбат среди некоторых крес-тьян татар в первый период хозяйничанья немцев в Крыму не чувствовалось отрицательного настроения против немцев. Они не высказывали вообще свои настроения, выжидая, как будет решен вопрос о земле. И после того, когда землю они получили только под огороды и немцы объявили о том, что они должны работать все без исключения на бывших колхозных площадях и им будет труд оплачен (фактически никакой оплаты не производилось), настроение резко изменилось.
Сейчас, когда крестьянам запрещено собирать урожай со своих приусадебных участков без разрешения сельскохозяйственного управления и у них отобрано все сено, фрукты и нечего обменять в степных районах на продукты, настроение резко обострилось.
Когда наши товарищи встречались с крестьянами, особенно со стариками, последние со слезами на глазах жаловались на тяжесть жизни, что все отобрано и положение становится невыносимым. Хлеб в деревне выдают только тем, кто работает, по 200—300 г. и не всегда. Больше ничего не получают крестьяне. Налоги большие. Облагается налогом все хозяйство, даже кошки и собаки.
Более материально обеспеченная группа жителей Алушты и те, кто путем грабежей создал себе продовольственные запасы, особенно работники санаториев, шофера и др., производят обмен вещей на продукты, и эта группа высказывает настроение о том, что якобы все равно победить немецкую армию невозможно, сопротивление бессмысленно. Скорей бы все закончилось, и тогда будет нормальная жизнь. Предатели, буржуазные националисты ведут сейчас широкую пропаганду о том, что тяжести, переживаемые народом, получились в результате действий коммунистов, говоря о том, что если бы коммунисты не уничтожили ценности, хлеб, жилось бы хорошо. Они проводят гнусную пропаганду против нас, не брезгуя никакими способами и средствами».
Безусловно, нашлись те, кто пошел работать в полицию, и пошел служить в «батальоны самообороны». Причины понятны: заработная плата в 5 раз выше «гражданских», паек, обмундирование. Некоторые шли по идеологическим соображениям, но, большая часть населения выживала. Предательство не имеет национальности, оно интернационально, среди тех кто осознанно сотрудничал с противником были люди разных национальностей. Из того же источника:
«Когда нашими войсками был оставлен г. Алушта, немецким командованием бургомистром города былназначен Акчурджи — бывший член коллегии защитников, в прошлом белый офицер, в течение 2-х лет был репрессирован органами советской власти. Однако спустя несколько дней в Алушту приехал известный бандит Джик Аппаз (жил он раньше в Симферополе, был репрессирован и последнее время работал в каких-то торговых организациях), выразил недоверие Акчурджи, и вместо него бургомистром города назначен Феодори — бывший офицер, ранее работал в отделе коммунального хозяйства Алуштинского горсовета. Феодори и Акчурджи привлекли к работе группу предателей. В их число входят следующие лица: Алимов — судился за бандитизм, бывший работник санатория «Метро», его два брата также осуждены органами советской власти за бандитизм, Сарычев — беспартийный, бывший работник райФО г. Алушты, ярый националист, Курбединов — бывший зав. складом Алуштинского райпотребсоюза, беспартийный, Кононенко — беспартийный, бывший экспедитор артели «Свой труд», Ступич — беспартийный, работал техником Алуштинского ОКХ, Алибаев комсомолец, бывший зав. складом Алуштинского райпотребсоюза, Мартиросов — комсомолец, бывший винодел совхоза «Алушта», Хадыр-Дядя член ВКП(б), бывший пожарник санатория «Карасан» и др.
Некоторые лица, в прошлом работавшие в исполкоме райсовета, стали работать в городской управе. Так, например, кандидат ВКП(б) Калаферов, работавший старший агрономом райЗО, сейчас является главным агроно- мом городской управы. Галашевский — бывший санинспектор, ныне зав. здравотделом, беспартийный. Матвеев — бывший землеустроитель, сейчас работает на этой же работе. Федоров — бывший мелиоратор, работает в этой же должности, беспартийный. Бекиров — бывший учитель татарской школы, сейчас заведует отделом народного образования, и др.».
Советское командование взяло курс на сворачивание партизанского движения. Снабжать по воздуху 2-3 тысячи партизан было нереально, однако, и вывезти всех партизан было задачей очень сложной.
В связи с тем, что возникли разногласия по вопросу разделения группы армий «Юг» на группу армий «А» и группу армий «В» между А.Гитлером и Ф.фон Боком, последний был отправлен в отставку.
Группу армий «А» (армии правого фланга, 1 танковая и 17-я) с задачей захвата нефтепромыслов Кавказа, до 10 сентября 1942г. возглавил фельдмаршал В. фон Лист, бывший командующий 12 армией, действовавшей на Балканах. С 10 сентября по 22 ноября группой командовал лично А.Гитлер, а, затем маршал Э. фон Клейст.
Армии левого фланга -6-я и 2-я армии к которым добавились 4-я танковая, 8-я итальянская, и 2 венгерская армии, были нацелены на Сталинград. Эта группа получила наименование «группа армий В».
11-я армия начала передислокацию своих войск из Крыма. В связи с этим, с 11 июля 1942 года в Крыму начали происходить изменения.
[1] NARA Т-311 R149 fr. 0483
[2] NARA Т-311 R149 fr. 0481