(книга «Больше, чем тире»)
И было в Советском Союзе такое Калининградское Высшее Военно-морское училище, где на втором курсе третьего факультета во втором взводе учился курсант, которого звали Вадим М. И вот именно у этого Вадима был один хитренький и особенный списочек.
Этот списочек хранился у него в специальном отделении на полочке в письменном столе среди различных тетрадей в классе самоподготовки. Списочек этот сначала был скромным и даже почти секретным. Сначала он медленно рос и незаметно увеличивался, тем самым не давая покоя поголовно всем курсантам взвода. Но вот спустя полгода этот список стал настолько большим и весьма популярным, что теперь он пополнялся практически ежедневно. Так что Вадиму пришлось завести особую толстую тетрадь с твердой обложечкой. Вадим по своей природе был точным и дотошным аккуратистом. Нет. Конечно же он не был педантичным буквоедом или же как у нас называли некоторых параграфистов «уставной заточкой». Вовсе нет. Да нормальным курсантом он был. Этакого атлетического телосложения с добрым лицом и беззлобным характером.
Ну совсем как у Ильи Муромца из старого анекдота про Д’Артаньяна. Ну помните, когда гасконец с горяча вызвал на дуэль русского богатыря и, нарисовав мелом на его груди крестик, торжественно объявил, что именно вот сюда он нанесёт свой смертельный укол шпагой. На что, Илья Муромец, почесав бороду, задумчиво обратился к секундантам:
- Ребята, посыпьте-ка его мелом и подайте мою палицу...
Так вот Вадим был аккуратистом практически во всем. Начиная от внешнего вида и заканчивая обыкновенной канцелярией. У него единственного в роте был рабочий блокнот-ежедневник (а не записная книжечка, как у многих его однокашников), в который он тщательно заносил все запланированные мероприятия и отмечал уже выполненные. Откровенно говоря, он обладал уникальными качествами, которые весьма ценны либо в делопроизводстве ЗАГСа, либо в какой-нибудь организации статистического учёта. Поэтому и не удивительно, что именно у него и появился тот самый особенный списочек, переродившийся в толстую тетрадь особого учёта.
Что же это за такой особенный списочек? - спросите Вы.
О! Друзья мои! Это - особая история, о которой стоит упомянуть. Но прежде всего следует не лишним напомнить – а что же это были за такие особенные времена - конца восьмидесятых годов прошлого столетия в Стране Советов. Ну вы все, конечно же помните, что тогда были не только борьба с пьянством и виноградниками, не только постепенное уничтожение советской экономики и коммунистической идеологии на фоне цунами-образными волнами дефицита, сметающих всё живое и неживое на своём пути. В стране тогда, словно грибы после тёплого летнего дождя стали вылупляться и вылезать всяческие кооперативы. В городах с крысиной скоростью стали размножаться и плодиться разные комиссионные магазины, называемые в народе «комками», где пестрой и блестящей субстанцией на полках дремотно дразнили своим великолепием различные вещи и радиотехника из прогнившей напрочь заграницы. Это сейчас никого не удивить крутой и продвинутой радиотехникой и радиоэлектроникой со всякими там чипами, флешками, сидишками с дивидишками. А тогда самым писком моднявого и продвинутого образа жизни были аудио компактные плейеры с наушничками, да видеомагнитофоны с видеокассетами. Стоили они тогда совсем даже не дёшево. Так что особо предприимчивые и хитрые сразу же просекли, как и где можно слупить несколько сотен тенге, карбованцев с тугриками особо даже не напрягаясь. Ну и вслед за «комками» тут же появились и пункты проката, где за определенную немалую, но всё же адекватную плату, можно было взять на прокат и видак, и несколько кассет с заграничными фильмами в гоблинском переплёте… ой оговорился… с гоблинским переводом. А несколько позднее появились уже и официальные видео-салоны, кафе-видео-бары и даже видео центры, где за сравнительно небольшую плату можно было причаститься к далеко не лучшим образчикам забугорной кино-индустрии, и лично на себе ощутить всю прелесть тлетворного влияния Запада. Теперь у курсантов в дополнение к традиционным развлечениям в увольнении добавилось совсем новое и слегка экзотичное – посещение видеосалона. За период увольнения можно было посмотреть как минимум парочку западных фильмов, разительно отличавшихся от отечественных своими ошеломляющими спецэффектами, комбинированными съёмками, незатейливостью сюжета и обязательным гоблинским фривольным переводом, вызывающим у советского обывателя невольное сочувствие к диктору, страдавшего хроническим гайморитом. Но бывало и такое, что в различных салонах показывали одни и те же фильмы. И вот чтобы сэкономить время, деньги и ради очередного тщательного статистического учёта, Вадим и создал свой особенный списочек просмотренных им фильмов. Список отличался точностью и предельной лаконичностью. В нём в табличной форме была отображена вся информация о любом фильме, удостоившегося внимания Вадима: порядковый номер, название фильма, жанр, приблизительная продолжительность, главные актеры, краткий сюжет и оценка по пятибалльной шкале.
Но так как видеосалонов в городе становилось всё больше и больше, то и количество просмотренных им фильмов от увольнения к увольнению увеличивалось в арифметической прогрессии. А тут ещё к Вадиму потянулись и другие любители западного кино-искусства, которые после увольнения великодушно делились своей информацией по тому или иному фильму главному учётчику и статисту второго взвода. Вот таким образом Вадькин список переродился в огромную толстую тетрадь. И всё бы ничего, но однажды произошло событие, которое уничтожило любимое Вадюхино детище. Всего лишь невинное и благое на первый взгляд начинание старшекурсников привело к резкой девальвации вадькиного статистического учёта, ставшего в одночасье бесполезным. И дело было так.
Однажды, февральским вечером 1989 года, как раз накануне Дня Советской Армии и Флота, мы – второкурсники, совсем недавно вернувшиеся из отпуска после зимней сессии, сидели в роте на центральном проходе и откровенно скучали под бормотание информационной программы «Время». Тут, кстати, должен немного приоткрыть некоторые особенности просмотра программы «Время» в нашем училище в дополнение к главному рассказу "Время! Вперёд!" об этом ежедневном мероприятии. На первом курсе поголовно все курсанты сидят словно на арене цирка, как маленькие львята и тигрята на тумбах (сиречь – на баночках) и сосредоточенно изображают из себя внимательный просмотр программы «Время» под неусыпным контролем многочисленных «братьев Запашных» со старших курсов. На втором курсе ребята тоже сидят на баночках перед телевизором, но далеко не все и этих второкурсников уже никто из младших командиров никак не контролирует. Повзрослели же ведь. А вот если Вы войдёте в роту третьего курса, то на центральном проходе сможете увидеть лишь несколько пустых баночек, которым телевизор сосредоточенно рассказывает о последних событиях в стране и за рубежом под дремлющим оком вялого дневального по роте. А на четвёртый курс лучше совсем не заходить – чтобы не удивляться и не расстраиваться, там если телевизор и включён, то показывает совсем не программу «Время», а какую-нибудь иную передачу по другому каналу и только для дневального по роте, ибо все остальные обитатели плавно рассредоточены по кубрикам и продавливают спинами свои любимые коечки. Ну а про пятый курс можно сказать лишь одно, процитировав заключительную фразу текста над вратами ада в «Божественной комедии» Данте Алигьери: «Оставь надежду, всяк сюда входящий».
Так вот, я продолжу. В тот памятный вечер заглянули к нам на второй курс трое четверокурсников с нашего же факультета. Они окинули нас надменно-бухгалтерским взглядом, словно что-то подсчитывая в уме, затем приветливо улыбнулись всей обалдевшей аудитории, и тут же скрылись в старшинской комнате. После недолгих переговоров эти трое уже выступали перед нами с кратким информационным спичем на тему: «А кто хочет за небольшую плату посмотреть по «видаку», крутейший боевик "про Рембу" приглашается в ленинскую комнату на вечерний сеанс. Вход – «горчишник», то есть один рубль!»
Наше младшее начальство не возражало, и вскоре подавляющая часть второго курса уже набилась в ленкомнату, где в одном из дальних углов на двух столах, поставленных друг на друга, мерцая и дразня своим порочным оком ожидал своих первых клиентов большой полупроводниковый цветной телевизор, подключённый к видеомагнитофону, взятому на прокат в одном из «комков» города. Для видео-трансляции наш старенький ламповый телевизор уже не годился, так как он показывал в старом цветном стандарте SECAM, а видеосигнал с магнитофона шёл в стандарте PAL. Если кто припомнит, то в те времена аналогового телевидения были такие различные стандарты и в обиходе среди даже далеких от радиоэлектроники обывателей довольно часто звучало такое таинственное заклинание, как «пал-секам», ну что-то на вроде как «аминь» перед каждым включением видика в отечественный телевизор. Что это такое – я объяснять не буду. Кидаться радиоэлектронными терминами скучно. Об этом можно прочитать и в других статьях. И тот, кто с этим сталкивался, тот поймёт, а те, кто с этим не знаком – даже и не надо знать – всё это в недалёком, но уже в прошлом. Но вкратце позволю себе только напомнить, что на отечественных ламповых телевизорах импортные видеомагнитофоны хотя и показывали, но только в чёрно-белом изображении. А вот полупроводниковые отечественные телевизоры уже имели в своих внутренностях специальный модуль-декодер «PAL-SECAM», который мог преобразовывать видеосигналы из одного стандарта в другой и позволял смотреть видеофильмы уже в цветном изображении. Вот именно поэтому наши первые визитёры с четвертого курса и приносили с собой не только видеомагнитофон с видеокассетами, но и полупроводниковый телек.
Радость от внепланового (посреди недели) просмотра интересного боевика или комедии с ужастиком была совсем сопоставима с ценой в один «горчишник». Так что теперь на втором курсе почти ежевечерне просмотр программы «Время» проходил в душной ленкомнате. Дневальный же в такие минуты дежурил уже не у телефона рядом с документацией, а у самой входной двери, следя за трапом. И как только по факультету проходило оповещение, что какой-либо дежурный – будь то дежурный по факультету, а будь то –дежурный по системе поднимался наверх, то тут же по роте игралась тревога!
Видеопоказ прекращался, и на центральный проход из ленкомнаты быстренько выползали морённые от духоты, темноты и всего увиденного подпольные зрители. Они усаживались на свободные места перед старым ламповым телевизором и с осоловевшими глазами старались уловить смысл программы «Время». Наступала так называемая рекламная пауза. При этом ленкомната закрывалась изнутри старшекурсниками в ожидании отбоя тревоги. Как только проверяющий покидал помещение роты, то все вновь срывались со своих мест и перетекали в ленкомнату для продолжения просмотра фильма. Нередко киносеансы сильно затягивались, и чтобы не вызывать подозрений, на вечернюю строевую прогулку выходили пара взводов, в то время как два других продолжали смотреть «кинишку». На следующий же вечер взвода менялись местами. Одни гуляли, другие смотрели. Всё было по справедливости. Ну а вечерняя поверка всё же проводилась на центральном проходе.Как-то решили проверить всех в ленкомнате так сказать "без отрыва от производства", но это оказалось очень неэффективным, так как у каждого взвода была своя книга вечерней поверки. Так что четыре старшины в этот момент только мешали друг другу, выкрикивая имена своих подчинённых. Так что курсанты уже сами быстренько выскакивали на центральный проход, также быстренько строились и после переклички снова рассаживались по своим насиженным местам в ленкомнате. Но эта тема проходила только на втором курсе. Первокурсникам ещё рано было вкушать такие «излишества», третьему курсу - уже было не интересно, так как они сами себя развлекали таким образом, а четвертый - развлекал второй курс, пользуясь своими увольнениями в будни и поэтому постоянно обновляя и пополняя кинофонд факультета. В общем все и всё было при деле. А пятый курс?... А никому не положено было знать, что там творилось у пятаков. Помните же: "Оставь надежду..." ну и так далее.
А тетрадь Вадима от переизбытка информации о просмотренных фильмах стала пухнуть на глазах уже даже не по дням и по ночам, а почти ежечасно. Сначала к этой тетрадке однокашники часто обращались как к единственному и истинному справочнику, заказывая своим благодетелям с четвертого курса фильмы поинтереснее. Вадим же на общественных началах выступал в качестве бесплатного консультанта, и впоследствии был негласно коронован на верховного кинокритика роты, но, увы. Со временем, как это и бывает в реальной жизни, уже поголовно все в роте стали чувствовать себя экспертами в области видео- и киноиндустрии. Так что именно с наступлением такой ситуации, когда каждый суслик стал агрономом, необходимость в Вадькиной тетрадке, как и в его консультациях как-то сама собой засохла и отмерла. Признаться, Вадим уже и сам был рад избавиться от такого бремени. Тут бы истории и конец, но зародившаяся эпоха видеобума только набирала свои обороты. А ведь было же время, когда Вадюха на смпо или на ночь рассказывал в самых жутких подробностях о том или ином просмотренном им фильме ужасов...
Не смотря на все наши предосторожности и правила конспирации, однажды всё-таки сработал так называемый человеческий фактор и наш подпольный видеосалон имени «ленинской комнаты» накрыли. После чего нелегальное функционирование салона… нет не прекратили, а даже наоборот. Просто в виду с новыми веяниями времени и желанием партийной номенклатуры идти в ногу с перестройкой и ускорением наше келейное увлечение перевели на легальное положение.
Одному дневальному ну так стало обидно и скучно стоять на стрёме у входной двери, что он ничтоже сумняшеся заблокировал входную дверь обыкновенной шваброй, и организовал себе пост уже в других дверях – той самой ленинской комнаты, где проходил очередной сеанс подпольной демонстрации очередной «кинишки». Но обитатели роты в тот вечер, впрочем как и всегда, были неуёмны в своих желаниях. Они то входили, то выходили из роты, и поэтому блокировка двери была абсолютно бесполезной и вносила нервозность уже даже в зрительный зал. В конце концов дневальный поступил совсем уж радикально и опрометчиво – он попросту открыл настежь входную дверь и стал следить одновременно и за дверным проёмом, и за сюжетом фильма, не боясь получить при этом хроническое косоглазие. И вот в самый ответственный момент, когда Ван Дам в своем невероятном шпагате с прогибом должен был отметелить очередного своего противника, дневальный краем глаза только успел заметить внезапно появившуюся в дверях черную тень дежурного по факультету с яркими соломенными усами и добрыми бездонными глазами. Это был капитан 2 ранга Салтыков Вячеслав Иванович, ту тот самый который снимал с подъёмного крана Андреевский флаг, вывешенный когда-то выпускниками ночью. Дневальный от неожиданности вздрогнул всем телом, словно получил проникновенный пинок от Ван Дама, и от испуга громко взвизгнул на всю роту: «Дежурный по роте на выход!» И тут же помчался навстречу своей смерти докладывать об отсутствии происшествий. Дверь в ленкомнату захлопнулась.
Тут же в ленкомнате погас экран. Наступил всепоглощающий мрак и тишина. В темноте послышался зловещий шёпот четверокурсника:
- Вырубай! Да вырубай же его скорее. Прячь под стол! Включай телек!
Снова вспыхнул экран телевизора, на котором среди снега еле просматривалась трибуна, на которой какой-то человек с родимым пятном на блестящем своём лбу с серьёзным видом о чем-то говорил, отчаянно пытаясь перекричать белый шум нашего телевизора. Антенны в ленкомнате не было, но пытливый курсантский ум тут же сообразил и успел воткнуть в антенное гнездо не то гвоздь, не то кусок провода. По экрану мелькали какие-то тени слышался шум, шелест и чья-то речь, иногда перебиваемая аплодисментами… И тут дверь резко открылась, вспыхнул верхний свет и глазам удивленного Вячеслав Иваныча предстала настолько невинная картина, что он чуть не прослезился от умиления. Почти вся рота, словно шпроты в баночке, плотно прижавшись друг к другу, внимательно и даже самозабвенно слушала речь Генерального Секретаря КПСС М.С. Горбачёва на каком-то внеочередном пленуме ЦК партии. Если бы в тот момент Вячеслав Иванович увидел в руках зрителей ещё и конспекты с ручками и карандашами, то он точно бы разрыдался во весь голос. А так он лишь усмехнулся:
- Так ребятки (это было его любимое обращение к курсантам)! Побаловались и будя с вас. Я знаю, чем вы тут занимаетесь. Так что – досматривайте свой видик… надеюсь, не порнуху смотрите?..
- Не!.. Не!... – раздались в ответ голоса, - только боевик в Ван Дамом.
- Ну и славно, - соломенные усы улыбнулись в ответ, – досматривайте свой боевик и потом – айда на прогулку. Изымать технику я не буду, но начальнику факультета я доложить обязан.
С этими словами он вышел из ленкомнаты, увлекая за собой дежурного по роте, испуганно моргавшего зрительному залу из-за спины дежурного по факультету. Сеанс был сорван. Кино мы досмотрели, но уже без всякого удовольствия. А на завтра была дана команда замполиту и его помощникам с радиоинженерами организовать централизованную трансляцию видеофильмов по всем ротам всего факультета, но без ущерба суточному распорядку дня. Наш замполит капитан 1 ранга Мурзин Владимир Алексеевич словно только и ждал такой команды.
Он чётко и эффективно всё организовал, и буквально уже к следующим выходным на всех этажах во всех ротах факультета работали видеомагнитофоны и телевизоры, адаптированные под буржуинскую систему PAL (хотя и SECAM была тоже буржуинской - французской, но официально используемой в СССР). И расписание видеотрансляций, утверждённое им же, было совсем уж демократичным. С 18 часов до самого отбоя в субботу. С 11 утра (после программы «Служу Советскому Союзу!») тоже до самого отбоя. Хотя третий и четвертый курсы иногда (то есть каждый вечер) сразу же после отбоя позволяли себе устраивать передачи «для тех, кому не с кем спать», и смотрели видики до поздней ночи. Конечно же видеомагнитофонов нам тогда никто не закупил. В наших ротах они появились тоже только на арендных началах, как и видеокассеты с фильмами. Так что всё равно нам приходилось за эти киносеансы платить, но только с целью оплаты за аренду, да за прокат видеокассет, ну и немного оставалось на оплату такси и походы по магазинам наших контрагентов. Привилегией бесплатного просмотра пользовались только дневальные по роте, стоявшие на посту в это время. Зато от этого централизма была явная выгода. В различных ротах показывали разные фильмы и поэтому по факультету началось этакое броуновское движение зрителей - из роты в роту. То есть на четвертый курс могли придти в гости на просмотр фильма и первокурсники, а на первый курс - даже пятаки. Так что произошло более плотное слияние коллектива факультета... Кстати, таким образом к тому же был снижен не только процент увольняющихся в город, но и понижен процент замечаний в увольнениях. А зачем тратить время на переезды и шатания по городу между салонами, когда можно с комфортом, уютом и минимальными морально-временными затратами посмотреть любой понравившийся точнее, предлагаемый, фильм. Надоело смотреть – пошёл в кубрик и поспал. А перед сеансом в город выбегало несколько гонцов, которые закупались в близлежащих магазинах по самые помидоры всем съестным, и в перерывах между киносеансами в кубриках устраивали самые настоящие «праздники живота». Начальство было довольно, да и курсанты тоже остались не в накладе.
Но наш замполит Мурзин Владимир Алексеевич и на этом не остановился. Он организовал для нашей роты утренние воскресные культпоходы в недавно открывшемся большом видеоцентре с мощными настоящими видеопроекторами во весь экран. Это было просто грандиозно! Во-первых, киносеанс начинался в 10 утра. Так что после завтрака мы тут же выходили в город и уезжали в тот видеоцентр. Во-вторых, просмотр киношедевров занимал не менее пары часов вместо большой приборки в ротном помещении. Ну а в-третьих, пока мы добирались обратно из культпохода, то поспевали уже к самому обеду, после которого начиналось официальное увольнение в город. Но самое главное, что фильмы, на которые мы ходили были не второсортные боевички или комедии иностранного производства, а на самом деле - хорошее кино и добротные видеоновинки, среди которых были и культовый фильм «Игла» с Виктором Цоем, и бесподобный жутко пророческий шедевр «Убить дракона» Марка Захарова и даже известный мультяшный опус «Стена» от Пинк Флойда.
Всё это было!
Минуло уже несколько десятилетий, но всё равно в памяти остались добрые и тёплые воспоминания о тех невероятных, жутко интересных и не менее жутко непростых временах. Мы становились старше, и уже видиками и видеосалонами нас было трудно соблазнить или удивить. К тому же в мотеле «Балтика» уже вовсю заработали ресторанчик, пивнушка и бильярдный зал, куда и тянулись каждым воскресным утром курсанты третьего и четвертого курса, но….
Но это уже совсем другая история. До новых встреч, друзья.
© Алексей Сафронкин 2021
Другие истории из книги «БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТИРЕ» Вы найдёте здесь.
Если Вам понравилась история, то не забывайте ставить лайки и делиться ссылкой с друзьями. Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать ещё много интересного.
Описание всех книг канала находится здесь.
Текст в публикации является интеллектуальной собственностью автора (ст.1229 ГК РФ). Любое копирование, перепечатка или размещение в различных соцсетях этого текста разрешены только с личного согласия автора.