Найти тему

История затонувших кораблей: финское моторное судно

В 2014 году в северной части пролива Бьёркезунд специалисты НЦПИ обнаружили финское моторное судно «Матти».

По архивным данным, оно было потоплено 18 июня 1944 года у побережья острова Северный Березовый.

В тот день части 108-го стрелкового корпуса вели наступление на город и порт Койвисто (совр. г. Приморск), а к вечеру полностью заняли его.

Финские фотографии эвакуации населения из района Выборга на моторных судах в июне 1944 г.. Архивный снимок
Финские фотографии эвакуации населения из района Выборга на моторных судах в июне 1944 г.. Архивный снимок

Финны с самого утра в спешке пытались эвакуироваться на военных кораблях и мобилизованных гражданских судах под непрерывным огнем советских штурмовиков Ил-2.

Финские фотографии эвакуации населения из района Выборга на моторных судах в июне 1944 г.. Архивный снимок
Финские фотографии эвакуации населения из района Выборга на моторных судах в июне 1944 г.. Архивный снимок

За 13 часов они совершили 264 боевых вылета. С потерями (зенитная артиллерия подбила 6 самолетов) им удалось потопить один транспорт, два буксира, две быстроходные десантные баржи, а также две моторные шхуны. Судно «Матти», вероятно, оказалось одним из них.

Трёхмерное гидроакустическое изображение корпуса судна на дне,
полученное с помощью многолучевого эхолота. Фото: ЦПИ РГО
Трёхмерное гидроакустическое изображение корпуса судна на дне, полученное с помощью многолучевого эхолота. Фото: ЦПИ РГО

В рапортах летчиков указано, что моторные шхуны были подожжены и сгорели. На затонувшем объекте заметны следы пожара — верхняя часть мачты обуглена и лежит поперек деревянного корпуса, обгорели доски переборок и верхние части бортов.

Трёхмерное гидроакустическое изображение корпуса судна на дне, полученное с помощью многолучевого эхолота. Фото: ЦПИ РГО
Трёхмерное гидроакустическое изображение корпуса судна на дне, полученное с помощью многолучевого эхолота. Фото: ЦПИ РГО

Судно стоит на пологом прибрежном склоне острова Северный Березовый с заметным креном на левый борт. Корпус сохранил свои очертания, но палуба, кормовая надстройка и верхние части бортов разрушены.

  • Днище полностью замыто в песчаный грунт. Трюм загружен дровами — березовыми поленьями длиной 1 м.
Шпангоуты. Фото: ЦПИ РГО
Шпангоуты. Фото: ЦПИ РГО
  • Суда этого типа массово строились финнами в первой половине ХХ века на крестьянских верфях. Где и когда именно была построена шхуна «Матти» сейчас сказать сложно. Однако место гибели, тип судна и тип повреждений позволяет с высокой степенью вероятности ее идентифицировать.

В 2014 году корпус судна был отснят специалистами НЦПИ с помощью гидролокатора бокового обзора. В 2019 году его снимки с помощью многолучевого эхолота получила команда ЦПИ РГО, которая также провела водолазное обследование.

Комингс грузового люка. Фото: ЦПИ РГО
Комингс грузового люка. Фото: ЦПИ РГО

#цпирго