Найти тему
girlguns

Еще раз о пулях со смещенным центром тяжести. Или почему .223 рвет?

О пулях со смещенным центром тяжести доводилось слышать немало всяких и всевозможных историй. И что характерно, никто из рассказчиков не видел своими глазами или хотя бы на фото тех ужасающих последствий, которые приписывают этим самым пулям.

FMG пуля патрона "Кентавр" .223. Оболочка разорвана по пояску, свинцовый сердечник загнут. Примерно так и работает пуля со смещенным центром тяжести
FMG пуля патрона "Кентавр" .223. Оболочка разорвана по пояску, свинцовый сердечник загнут. Примерно так и работает пуля со смещенным центром тяжести

Более того - никто не берется за труд внятно объяснить, куда все же смещен этот самый центр тяжести. Вверх, вниз, вбок или вообще "строго на север, порядка 50 метров"(с)

А мы - мы-таки попробуем во всем этом разобраться.

Поскольку всякая пуля перемещается от торца гильзы к цели по воздуху

под действием пороховых газов, крыльев и собственного двигателя не имеет - стало быть, всякую пулю можно считать летательным аппаратом (далее ЛА)тяжелее воздуха, совершающим полет за счет инерции от разгона в стволе. И приобретающую направленное, строго ориентированное движение в пространстве за счет этого самого ствола.

В полете - на всякий ЛА действует довольно таки значительное количество сил. Рассмотрим две из них.

-2

Сила сопротивления воздуха, действующая в направлении - против полета ЛА и сила тяжести, направленная строго к земной поверхности.

И стабилизация положения ЛА в пространстве - в большей степени зависит от этих двух сил.

Их воздействие на ЛА определяется взаимным расположением центра тяжести ЛА - его самой тяжелой точки. И центра давления - точки, в которой сходятся силы сопротивления воздуха. В которой воздействие набегающего потока наиболее значительно.

Возьмем простейший пример - бадминтонный волан.

-3

Его можно изобразить как тяжелый оперенный шар. Шар вынесен далеко вперед, центр сил сопротивления воздуха где то в центре широкой части оперения. А центр тяжести - примерно в центре шара. После старта летательный аппарат типа "волан" за счет несимметричного воздействия набегающего потока разворачивается оперением по набегающему потоку. Почему так происходит?

-4

Силы сопротивления воздуха приложены к центру давления и будут стремиться повернуть ЛА точкой ЦД назад. И эта самая ориентация, вращение ЛА в полете - будет происходить вокруг самой тяжелой точки - ЦТ. Соответственно - чем больше расстояние между ЦТ и ЦД - тем ЛА устойчивее в полете.

Это и есть основа стабилизации ЛА за счет сопротивления воздуха.

Бадминтонный волан стабилизируется в полете за счет высокого аэродинамического сопротивления оперения. За счет него же довольно быстро теряет скорость. Так то волан - самый скоростной из спортивных снарядов. Существуют воланы со скоростью на старте порядка 130 метров в секунду.

Траектория 1 - волан на восходящей траектории за счет потери скорости набирает высоту.  Когда запаса скорости не остается - переходит в вертикальный полет, парашютируя за счет оперения.   Траектория 2 - волан, отправленный в полет с максимально возможной начальной скоростью, не поднимается выше точки, из которой произошел запуск.  какое то время летит практически горизонтально, с минимальной потерей высоты. Далее - пологое  снижение и приземлении. До перехода на парашютирование не хватило высоты.
 Траектория 3 - волан отправлен в полет с максимально возможной   начальной скоростью. Полет направлен под острым углом к земной поверхности, в течение всего времени полета - потеря высоты, обусловленная траекторией. И в данном случае - потеря скорости волана в полете не имеет значения. Траектория остается практически  прямой.
Используя такой же принцип -  набор скорости за счет потери высоты, летают планеры. С той небольшой разницей, что у планера полет управляемый и планер держится в воздухе за счет подъемной силы, создаваемой крылом.
Траектория 1 - волан на восходящей траектории за счет потери скорости набирает высоту. Когда запаса скорости не остается - переходит в вертикальный полет, парашютируя за счет оперения. Траектория 2 - волан, отправленный в полет с максимально возможной начальной скоростью, не поднимается выше точки, из которой произошел запуск. какое то время летит практически горизонтально, с минимальной потерей высоты. Далее - пологое снижение и приземлении. До перехода на парашютирование не хватило высоты. Траектория 3 - волан отправлен в полет с максимально возможной начальной скоростью. Полет направлен под острым углом к земной поверхности, в течение всего времени полета - потеря высоты, обусловленная траекторией. И в данном случае - потеря скорости волана в полете не имеет значения. Траектория остается практически прямой. Используя такой же принцип - набор скорости за счет потери высоты, летают планеры. С той небольшой разницей, что у планера полет управляемый и планер держится в воздухе за счет подъемной силы, создаваемой крылом.

Подавляющее большинство современных гладкоствольных пуль использует тот же самый принцип стабилизации в полете, что и бадминтонный волан. Только скорости и масса гладкоствольных пуль заметно выше, а аэродинамическое сопротивление заметно меньше.

-6

Объединяет все эти пули одно - наличие хвостовика-стабилизатора, во многих случаях использующегося и как стабилизатор, и как обтюратор и/или амортизатор. И самое главное - ЦТ вынесен сильно вперед по отношению к ЦД.

Полагаю, историю пуль с хвостовиками-стабилизаторами началась с пули конструкции Вицлебена, оснащенной деревянным хвостовиком-стабилизатором.

-7

Со временем Вицлебен превратился в отехноложенный до последней возможности кондовейший Тандем с двумя стальными шарами(отсюда и название получил, что два шара в одном корпусе), а позднее и вовсе с одним стальным роликом в пластиковом контейнере-стабилизаторе. Тандем снаряжается прямо на порох - без пыжей и прокладок.

-8

Но принцип остался тот же - длинная пуля с максимально разнесенным ЦТ и ЦД.

А то, что форма головной части далека от идеальной дозвуковой - этим можно пренебречь. Стрелять по зверю из гладкоствольного оружия пулей далее 100 метров - может заставить или крайняя необходимость, или бескрайняя самонадеянность. А на рабочих дистанциях энергетики пули, попавшей по месту, хватает с запасом.

С этим, полагаю, разобрались.

Теперь рассмотрим ЛА, стабилизирующиеся в полете за счет и вращения и набегающего потока.

Одними из первых ЛА, имеющих длину более двух собственных диаметров и расположение центра тяжести, совпадающего с центром масс, стали пули патронов .22lr. Почему так?

Пуля малокалиберного патрона в полете стабилизируется вращением. Но полет проходит по большей части на дозвуковой скорости. А значит , форма головной части может быть дозвуковой, закругленной, уменьшающей аэродинамические потери на дозвуковой скорости. Так примерно и получается. А в остальном - малокалиберная пуля ближе всего к цилиндру, оснащенному головным обтекателем и хвостовиком.

Фото из сети
Фото из сети

С закругленной головной частью все понятно.
Хвостовик - характерная воронка увеличивает поверхность воздействия пороховых газов, уменьшает разрежение за пулей, а сужение позволяет обжимать пулю в гильзе. При этом гильза не превышает диаметра пули.

Обширная боковая поверхность затрудняет срыв пули с нарезов, практически исключает прорыв пороховых газов в обход пули и добавляет пуле веса.

Тем не менее, малокалиберные пули используют одновременно оба способа стабилизации - и вращение, и стабилизация формой. К чему это приводит? Малокалиберные пули на траектории чрезвычайно стабильны. Патрон .22ЛР можно назвать патроном с врожденной кучностью. Но у легких свинцовых пуль посредственная аэродинамика. И при использовании для дальних эти пули довольно быстро теряют скорость. Охота на ту же мышкующую лису на дистанции 150 метров с малокалиберной винтовкой и околозвуковыми патронами превращается в лотерею.

На дистанции 200 метров пули весьма причудливо разносит ветер - едва ли какая охота возможна на таких дистанциях. Вместе с тем, пули .22lr не приходят в мишень боком. А летят, как им положено.

А вот теперь, когда разобрались с двумя предыдущими типами - можно обратить внимание на этот самый смещенный центр тяжести.

Из курса физики известно, что сопротивление воздуха пропорционально квадрату скорости. То есть, увеличив скорость с 300 метров в секунду до 600 метров в секунду - при прочих равных получим четырехкратный рост аэродинамического сопротивления. А если увеличить с 300 до 900 - аэродинамическое сопротивление вырастет в 9 раз.

Чем выше скорость полета ЛА, тем более совершенной должна быть его форма. Если на дозвуковых и околозвуковых достаточно закругленной головной части и вытянутого хвоста - сверхзвуковые скорости требуют головной части заостренной формы. Не менее критична и форма хвостовой части. Почему так? При движении ЛА с высокой скоростью перед его головной частью образуется зона высокого давления. Воздуха, уплотненного движением ЛА. За ЛА образуется зона низкого давления, которая заполняется воздухом. Попросту говоря, образуется завихрение потока.

-10

С этим до определенного предела можно бороться, придавая хвостовой части заостренную форму.

-11

Форма ЛА - это не единственный лимитирующий фактор. Главное в наших ЛА - это способность передавать энергию по воздуху, на расстоянии.

Эту энергию можно увеличивать двумя способами - увеличением скорости либо увеличением массы. Скорость запускаемых ЛА у большинства серийных образцов находится в диапазоне 650-1050 метров в секунду. Если меньше - траектория становится слишком крутая и увеличивается подлетное время, что критично на значительных дистанциях. Начальная скорость около километра в секунду заметно спрямляет траекторию, минимизирует подлетное время и дает изрядный запас энергии. Но звук, сопровождающий запуск, требует защиты органов слуха. А от высокочастотной вибрации при запуске не спасает ничего. Вибрация беспрепятственно передается по костям оператора, вызывая тяжелую головную боль после полусотни запусков.

К тому же высокие скорости предполагают высокое давление - что означает быстрое выгорание ствола.

А потому - начальная скорость большинства ЛА находится в интервале 700-950 метров в секунду.

Это довольно высокие скорости. А значит, и форма ЛА должна быть сверхзвуковая. Сверхзвуковая форма ЛА предполагает, что ЦТ находится позади ЦД.

-12

И полет сверхзвукового ЛА, стабилизирующегося вращением, проходит по сложной траектории. Легкая носовая часть в полете описывает окружности - чем дальше от ЦТ - тем больше отклонение.

И если ЛА будет вращается слишком медленно - он будет недостабилизирован. То есть, у ЛА не будет хватать устойчивости, набегающий поток будет стремиться развернуть его так, чтобы ЦТ был перед ЦД.

-13

То есть, хвостом вперед. Но это в воздухе.

А что происходит при попадании ЛА в некую субстанцию, которая куда более плотная, чем воздух? Носовая часть резко останавливается. И эта самая носовая часть становится точкой опоры, вокруг которой и вращается задняя, более тяжелая часть. Помним, где у нас находится ЦТ.

Поскольку в природе не бывает ничего симметричного - тяжелая часть отклоняется в сторону. И что мы получаем в результате? Тело ЛА изгибается, ломается по канавке, предназначенной для обжима пули, распадается на фрагменты. И это явление тем больше проявляется, чем больше расстояние между ЦТ и ЦД.

-14

То есть - чем меньше калибр пули - тем больше у нее соотношение длины к диаметру. Длина больше, а диаметр меньше.

Пули патронов 5,45х39 и 7,62х39 - единственная фотография, которую удалось найти в сети.
Пули патронов 5,45х39 и 7,62х39 - единственная фотография, которую удалось найти в сети.

И еще. Почему ЛА, который исправно рвет любые цели на дистанциях до 150 метров, на дистанции свыше 200 метров ведет себя более стабильно?

ЛА на траектории стабилизируется вращением. ЛА в полете может быть бывают недостабилизированным - когда количество оборотов мало для устойчивости на траектории. Стабилизированным - когда оборотов достаточно. И перестабилизированным - когда оборотов больше, чем следует.

При расчете системы запуска стараются делать так, чтобы ЛА на старте был стабилизирован минимально. В полете падает и скорость полета и частота вращения ЛА. Но как то так получается, что скорость полета падает быстрее, чем частота вращения. То есть, стабилизация в полете растет. И наилучшим считается такой расчет, когда ЛА стабилизирован на большей части траектории.

Что это значит? Это значит, что пуля малого калибра на небольших дистанциях будет терять устойчивость, разрушаться и максимально повреждать цели. А с ростом дистанции - стабильность возрастает. И цель вместо разрывов получает аккуратное входное и более или менее аккуратное выходное отверстие.