Найти тему

Построение отдела продаж Ч.6

Оглавление
  • когда начинать формировать отдел продаж
  • о роли менеджера по продажам
  • о видах продаж
  • о секторах рынка
  • как структурировать отдел

Когда и как начинать формировать отдел продаж? Справится только хорошо подготовленный

В предыдущей статье разобрали Чем отличается предприниматель от бизнесмена, предприниматель - источник нескончаемой энергии и титанических физических способностей, а бизнесмен - человек структурно думающий и последовательно двигающийся к поставленной цели. Так вот, крутые менеджеры по продажам - это предприниматели. Везде сторгуются, протулят, убедят, так как источают несравненную харизму и упорство. Продадут и фрукты, и автомобиль, и старые лыжи. Такой человек решается открыть бизнес, в виде продаж услуг или товаров, в которых увидел "золотую жилу". И вскоре у него получается, потому что работает ради собственной выгоды, лично заинтересован и ответственен. Потихоньку появляется нужда в бухгалтерском сопровождении, и других исполнителей процесса. И вот появляется зародыш компании, состоящий из 5-7 человек. Предприниматель держит до последнего продажи в своих руках, но уже начинает замечать, что "если акцентируется на продажах, операционка трещит по швам, а начинает наводить порядок в офисе, происходит резкий спад в продажах".

Не будь пауком, собери команду!
Не будь пауком, собери команду!

Приходит осознание, что пора брать в команду помощников.

Тут у предпринимателя два пути:

1) нанять помощника в офис на оклад, который будет звонить (не продажи), оформлять, отправлять письма и другую не сложную, но необходимую работу. Что поможет предпринимателю делать процентов до 20% больше продаж (имхо).

2) либо сразу наймет менеджера по продажам, который возьмет часть нагрузки на себя и, если будет четко поставлена цель и определены задачи, увеличит выручку в 2 раза (тут уже зависит от ресурсов компании, осилит ли такой объем).

Но!! Чаще предприниматель берет человека и говорит: "Короче, мы производим пирожки с капустой. Продавай!".

Как думаете, продаст? Возможно. Но сколько времени пройдет? Наверное, месяца 3 до желаемого результата. Но маловероятно, так как предприниматель начнет делать из этого "продажника" мальчика (или девочку) на побегушках, который станет отвозить письма на почту, оформлять закрывающие документы, рисовать в Пойнте открытки на Новый год для поздравления клиентов. А когда предприниматель начнет психовать, что ничего не меняется, через месяц-два? Но, скорее, ждать раскачки не будет, а возьмет другого, у которого глаза сильнее горят (у первого -то уже потухли, пока переводил контакты 100500 клиентов в Excel таблицу).

Короче, начинается проходной двор из менеджеров, которые приходят, а через пару месяцев их "под зад". Компания обрастает "Анти" отзывами, типа: "Компания - шарашкина контора. По ТК нее оформляют, не платят, директор-дуралей". И вот поток соискателей уменьшается, продаж нет. В этот момент нужно стать смелым, чтобы признать бестолковым себя, а не тех несчастных с потухшими глазами.

Вот здесь начинается путь человека разумного...

Как люблю повторять: "Сядь, подумай, запиши". Пойми сначала сам, что хочешь, какие менеджеры нужны, какая цель перед ними будет стоять и какой функционал будут выполнять.

Какой сектор рынка?

Давай пока определимся кому продаем:

B2B - корпоративные клиенты. Цели покупателя - сэкономить или заработать, редко выпендриться. Тут покупатель обдумано подходит к трате денег

B2C - частные лица. Цели покупателя - удовлетворить физические потребности (поесть, отдохнуть и др). Часто выпендриться. Покупки часто совершаются на эмоциях

B2G - гос.сектор, холдинги. Тендеры, госзакупки на специальных площадках. Чаще победитель предопределен. Здесь важно юридически правильное оформление сопровождающих документов и удача в прохождении проверки службой безопасности. (В этой категории больше копаться не буду. Опыта мало)

Тааак-с, теперь понятно. На одной кобыле и к тем, и к другим не подкатишь. Смею предположить, что и продажи по разному происходят 😁

-2

Теперь определимся с видами продаж. Я выделю два основных

Пассивные продажи

Клиенты приходят, звонят сами. Ну, например, это единственный магазин крепежа в городе и, даже если не будет никакой рекламы, найдут.

Так же результативная маркетинговая компания, в виде интернет рекламы, размещения во всевозможных 2гисах, страниц в Тиктоке, Инстаграме и др. Привлечет "входящий" поток тепленьких клиентов.

Этот менеджер может не быть героем с исключительной харизмой и непоколебимым упорством. Достаточно дать скрипт (где использованы техники и отработки возражений), наблюдать за конверсией. При спаде или подъеме, или статике в показателях конверсии периодически прослушивать общение с клиентом, глянуть на формат отправленных КП, если это используется. И анализировать в каких случаях стрельнуло, а в каких пропало. Какие техники продаж привлекают, а какие отпугивают. Думаю, раз в неделю делать такие проверки будет достаточно. После чего править скрипт. И снова наблюдать. Естественно проблема может быть и не в скрипте, а в поведении менеджера или манере общаться. Например:

  • При озвучивании стоимости в голосе звучит неуверенность (исправимо)
  • Грешит словами - паразитами (тяжело, но исправимо)
  • Без эмоционален или того хуже - грубит (неисправимо)

Этот список на этом не заканчивается, предлагаю варианты написать в комментариях к этой статье.

Еще добавлю, заработная плата у таких до 70 тысяч (в зависимости от продукта. Если это высокотехнологический продукт, и необходимо обладание техническими знаниями, то может быть больше раза в 2)

Активные продажи

Чаще встречается в В2В. А в В2С - это спамеры с банков и операторов связи с "супер выгодными" предложениями.

Интернет реклама часто бессмысленна, такой товар не ищут либо таких, как собак не резанных, либо товар настолько эксклюзивен, что понятия о существовании такого товара и смысле его приобретения нет.

Этот менеджер - боец. Чьё главное орудие - харизма, уверенность в себе и смелость. Часто, это человек с опытом и считает, что никакие скрипты и техники продаж не нужны. Короче, если претендент адекватно себя ведет, речь внятна, может ответить на вопрос или мастерски не ответить. Бери! С таким человеком намучаешься, но он будет результативным. Если менеджер пассивных продаж - это такой исполнитель, который работает по чек листу, и с ним нет проблем, то этот альфа будет сопротивляться изменениям. Это не значит, что исправления не невозможны. Описывать работу с такими звездами подробно не буду, т.к. это индивидуальная работа. Единственно скажу: слушай, уважительно относись к его работе, помогай и, чтобы улучшать техники, в первую очередь показывай собственный пример отработки возражений или использование техник. Тогда взаимное уважение неизбежно, боец начнет прислушиваться к профи и меняться. Их называют клоузерами или закрывашками. Заработная плата 100-250тр

Такому бойцу нужны помощники:

1) Лидогенератор

Человек, который "пробивает базу", часто эту базу и создает. Делает 100* звонков в день, отрабатывает по скрипту. Делает клиентов теплыми. Таких передает клоузеру. Заработная плата в пределах 50 тр

2) Сопровожденец (доп. продажи).

Работа с текущим клиентам по мелочам. Например: продление лицензии, продажа запчастей проданного ранее товара, предложение об обслуживании. Либо обзвон по текущим клиентам, чтобы уведомить об акции или поступлении смежных товаров. Заработная плата в пределах 70 тр.

Замечу, что путь новичка начинается с лидогенератора, за 3-4 месяца кучи звонков он выгорает. Лидогенератор - временная должность, на которой проходит боевое крещение, погружается в знания продаваемых товара или услуг. После 3х месяцев "надеваем распределяющую шляпу": переходит в статус закрывашки, если присутствует боевой дух, в статус сопровожденца, если пороха в пороховницах не достаточно или идет домой 😁.

вот и вырисовывается структура отдела продаж

Естественно структура условна. Товар (услуга) может не поддерживать дополнительные или пост.продажи. Но стоит их придумать, так как, возможно, упускаете прибыль
Естественно структура условна. Товар (услуга) может не поддерживать дополнительные или пост.продажи. Но стоит их придумать, так как, возможно, упускаете прибыль

Продолжение тут (нажимайте)